Немецкий город Кельн славится своим традиционным карнавалом, привлекающим миллионы туристов. Правда, в истории этого веселого праздника есть и мрачные страницы.
Долгое время популярный кельнский карнавал, который часто называют "пятым временем года", оставался абсолютно аполитичным. Он должен был веселить, радовать, сводить с ума... Но тоталитарный режим потому и зовется тоталитарным, что пытается контролировать все сферы жизни, особенно если речь идет о массовом явлении. Историк Маркус Ляйфельд (Marcus Leifeld) обнаружил в архивах любопытные сведения о том, как нацисты манипулировали кельнским карнавалом. Результаты его исследований определили тему монографии под названием "Kölle Alaaf unterm Hakenkreuz", что можно перевести как "Карнавал под знаком свастики".
Восстание шутов
"Интегрировать" карнавал в собственное движение НСДАП "Kraft durch Freude" - "Сила через радость" - нацисты пытались практически сразу после того, как Гитлер пришел к власти. Один из местных боссов партии собрался наказать и даже распустить оргкомитет карнавала: мол, из-за его "нерадивости" пришлось дважды в начале 30-х годов отменить главную карнавальную процессию. На самом деле это пришлось сделать из-за страшного экономического кризиса.
Но традиционные карнавальные клубы, которых в Кельне очень много, восстали. Им удалось предотвратить нацистскую "реорганизацию", и это "восстание шутов" вошло в историю как вовсе не шутовская победа. Для этого требовалась немалая смелость. "Руководство карнавальных клубов зависело от гауляйтера (председателя обкома НСДАП), местных партийных и государственных чиновников и должно было подчиняться приказам сверху, - поясняет Юрген Мюллер (Jürgen Müller), научный сотрудник Документационного центра в Кельне, - но тут заупрямилось". Карнавал с тех пор нацисты больше не пытались подчинить себе, так сказать, формально-организационно. Но многие ведущие карнавальные активисты были членами партии, и свой характер карнавал изменил.
Именно в это время среди повозок, составляющих карнавальную процессию, появилась первая злая карикатура на колесах, изображающая группу ортодоксальных евреев, отправляющихся в вынужденную эмиграцию. И надпись: "Последние сваливают…" Кроме того, оргкомитету карнавала, отвечающему за выбор темы и девиза следующего карнавального сезона, отныне надлежало "визировать" их у партийного руководства.
Туристы помогли
Но вот беда для нацистов: карнавал должен был остаться привлекательным для миллионов туристов, со всего мира стекающихся в город на Рейне. Это, кроме всего прочего, - важный экономический фактор. Слишком много "политики", да еще такого рода, на пользу карнавалу не пошли бы. Чтобы не отпугивать туристов антисемитской пропагандой, новые власти решили в последующие несколько лет подобные повозки в шествие не включать. Более того, на время карнавальных празднеств из города удаляли символику национал-социалистов. Свастику на карнавальных фотографиях тех лет увидишь нечасто. Чтобы подчеркнуть аполитичность пестрого праздника, владельцам пивных и гостиниц предписывали даже снимать (на время, разумеется) портреты "фюрера".
Но с 1938 года тематика традиционного карнавального шествия приобретает все более пропагандистский характер, отражая агрессивную направленность внешней политики Германии. Так, повозка с фигурой символизирующего Германию персонажа, вынужденного спать в переполненной кровати, прозрачно намекала на необходимость расширения "жизненного пространства" на Восток, подчеркивает историк Юрген Мюллер. Другая повозка изображала Сталина и рабочего с колхозницей, держащих в руках собственные головы.
Во время Второй мировой войны карнавальные шествия отменили: немцам было не до веселья. Целых восемь лет Кельн жил без карнавала. Праздник снова вернулся в еще лежавший в развалинах город в 1949 году - но уже без всякой пропаганды.