Президент Янукович возвратился к двухвекторной политике, которую проводил Кучма. Они оба, видимо, не читали «Стакан воды», где лорд Болингброк утверждал, что малая страна имеет шансы, если за нее спорят две великие державы; сторонники такой политической линии ориентировались на более известную украинскую пословицу о ласковом теленке и двух матках.
Кучма собрал все дивиденды от двухвекторности. Януковичу Москва ничего не даст
В свою векторианскую эпоху Леонид Данилович старательно пел под гитару: «Два вектора мои два вектора...» Эта политика приносила успех: США и ЕС предоставляли Украине финансовую помощь, российский газ был дешевле, чем сейчас. Правда, две коровы иногда и бодали: США всерьез возмутил «кольчужный скандал», а «рука Кремля» потянулась к Тузле (к чести Президента Кучмы он сумел, в отличие от нынешнего, защитить украинскую территорию).
Сейчас двухвекторность не срабатывает: повторение в истории превращается в фарс. Не текут молочные реки от двух коров, зато Виктор Федорович разбазарил наши государственные интересы. Обаме был подарен запас обогащенного урана, который у нас был для научных исследований; что взамен получили украинские ученые, неизвестно. Медведеву с Путиным он отдал Севастополь за отсрочку оплаты газа (нам как долг засчитывают 100 долларов с 1 тыс. куб. м). Отказ от НАТО Янукович не смог «продать» Москве по рыночной цене, а за какие-то мифические «хорошие отношения». Благодарности от восточного соседа, как от козла молока – несправедливую формулу цены на газ он менять не хочет. Украину продолжают хотеть загнать в «русский мир». (Недавно с той же целью ветеринары из Кремля запрещали импорт украинской продукции животноводства, повышали пошлины на украинскую сельхозпродукцию, кондитерские изделия, металлопродукцию). Даже Янукович стал «плохим» для Кремля, а он сам протрезвел. Своими ультиматумами, нежеланием считаться с украинскими интересами Кремль отпугивает от российского вектора лояльного Януковича, подталкивает его к Западу. А Запад тем временем охладел к Украине, ему непонятно, чего же хочет она сама; многолетние разговоры о европейскости, реформах, борьбе с коррупцией – только разговоры, а на деле – метания между векторами.
Украина до сих пор не выбрала своего пути
Украинцы сих пор не определились, чего они хотят, нет единой цели. Противоположные векторы растягивают страну и изнутри. Если зона свободной торговли (по условиям ВТО) возможна и с ЕС, и с ТС, то членство в двух организациях взаимоисключено. В Россию хотят коммунисты и их электорат, «совки», которым с детства внушили, что Запад загнивает, что там эксплуатируют трудящихся, линчуют негров, разжигают новую войну. Им невдомек, почему «прогрессивный» СССР исчез, а «загнивающий» Запад остался. Среди сторонников ПРУ очень многие хотят в единое государство. А вот для ПРУшных олигархов не все однозначно, им Запад нужен, потому что там можно прятать деньги в оффшорах, там можно отдыхать, учить детей, покупать недвижимость. Но им не нравятся западные открытые методы ведения бизнеса, осуждение ЕС «наездов» на конкурентов, краж интеллектуальной собственности, коррупции. У украинских капиталистов бизнес-мораль такая же, как у российских коллег, но они боятся более сильного российского капитала, который инвестиции превращает в экспансию (нефтепереработка в нашей стране уже на 85% российская). «Донецкие» убеждены: право грабить украинские богатства имеют только украинские олигархи. И под руку российского «единоначальника» они идти не хотят: не от большого патриотизма, их пугает судьба арестанта Ходорковского. Янукович, их лидер, не хочет быть «губернатором» Украины, которого Кремль может и сместить, поэтому ему нужна эта Европа как противовес (европейские ценности – нежелательное приложение). Поэтому европейский выбор и записали в законе. Относительно народа, то большинство украинцев, к сожалению, не подавляющее (48% против 40%) выбирает все-таки европейскую модель. А вот власть ориентируется на уже исчерпанную двухвекторность, пытается усидеть между двумя стульями. Сейчас внеблоковая, равноудаленная Украина, хоть и объявляет многих стратегическими партнерами, придумывает формулы «3 +1», «ассоциативное членство», фактически одинока, не имеет верных союзников, является не субъектом, а объектом политики.
Какой вектор лучше?
На что же должны ориентироваться украинские граждане при выборе вектора? Телячья выгода от двух маток – не главный фактор, но показательный. Россия не помогает нам материально, зато учит нас жить: как нам понимать свою историю, кто является нашими героями, с кем нам дружить сейчас. Запад тоже учит нас жить – рекомендует избавиться от коррупции, проводить реформы, повышать уровень демократии, но он существенно помог материально. На технические проекты, развитие демократии, на поддержку реформ, помощь малому предпринимательству было выделено более 6 млрд. долларов. Только в декабре 2012 г. Еврокомиссия перечислила Украине транш в 28 млн. евро на реализацию Энергетической стратегии и выделила еще 68 млн. на развитие энергетики, все это бесплатная помощь. Отдельно финансируется Чернобыльский фонд «Укрытие». Недавно взносы доноров (млн. евро) составили: ЕС – 250; США – 183; Германия, Великобритания, Франция, Япония, Украина – от 60 до 45; Россия внесла 15,3 млн. В 2011 г. дополнительно внесли (млн. евро): ЕБРР – 120, Еврокомиссия – 110, США – 123, Россия – 45-50 млн. Непропорционален вклад России, правопреемницы того СССР, который ответственен за атомную катастрофу.
От СССР Россия взяла себе три больших флота и еще прихватила лучшую часть Черноморского, она не хочет делиться зарубежным имуществом СССР. Германия предоставила компенсацию остарбайтерам за принудительный труд, Россия, наследница СССР с его ГУЛАГом, ничего не дала бывшим узникам, которые построили объекты и инфраструктуру в Сибири, Заполярье.
На Украину давят со всех сторон. Можно припомнить, как и Россия, и ЕС «кинули» нас с самолетом Ан-70. Россия, как упомянуто выше, держит несправедливую цену на газ, ограничивает украинский экспорт, ЕС не спешит предоставить Украине выгодные условия для зоны свободной торговли. Трудно быть одному в мире, поэтому страны объединяются. Важно является то, что же получит Украина от вхождения в некое объединение, союз. Россия «стимулирует» Украину к союзу, к «русскому миру», пользуясь газовым вентилем, за вступление в ТС обещают миллиардную выгоду, в основном – снижение цены на газ. Но Россия начинает с 2013 г. повышение внутренних цен, чтобы после 2015 г. выровнять внутреннюю и внешнюю доходность от газа. Европа же поставила условия для вступления – демократия, честный суд, другие ценности.
Отношение России и ЕС к стране, которая попадает в соответствующее объединение, разительно отличается. ЕС делает все возможное, чтобы спасти Грецию от экономического краха. Россия забрала у Белоруссии, члена Союзного государства, ее ГТС, ограничила продажу нефти, отключает электроснабжение за долги. Кому захочется лезть вслед за «бацькой» в ад? Тот, кто выбирает российский вектор остается объектом политики (российской). В «русском мире», в любом политическом или экономическом объединении будет доминировать Россия. В Таможенном союзе Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Белоруссия – по 21,5%; Россия будет получать 88% пошлины, Казахстан – 7,3%, Белоруссия – 4,7%. Кому нравятся мытарства в Таможенном союзе? В Совете ЕС при принятии решений Великобритания, Германия, Франция, Италия имеют по 29 голосов, Испания и Польша – по 27, Словакия, Литва, другие малые страны – по 7 (для них количество голосов искусственно завышено), а главное: наиболее важные решения принимаются только консенсусом. Выбор европейского вектора не сильно ограничит независимость Украины, потому что административно-политическая структура ЕС слабее конфедерации.
К кому пристанешь - таким и станешь
Не так важен нынешний товарооборот (с Россией 60 млрд. долларов, с Таможенным союзом 65, с ЕС 60 млрд. долларов), важно, что именно Украина будет экспортировать, что производить в перспективе. Очень важным фактором выбора является видение того, какой Украина должна быть, ведь к кому пристанешь – таким и станешь. Если мы хотим, чтобы в Украине законсервировались старые, энергоемкие советские технологии (в России – такие же, как у нас), чтобы мы экспортировали полуфабрикаты, продукцию, пригодную только для нас и России, чтобы страдали от газового давления, чтобы у нас воцарилась «регулируемая демократия» по российскому образцу – можно выбирать российский вектор. Если мы хотим модернизацию экономики, расширение демократии, европейские стандарты жизни – выбираем западный вектор. И еще надо учитывать, что рынок ЕС намного мощнее российского, туда только надо суметь пробиться.
Надо понимать, что вступление в ЕС, членство – не самоцель, а этап развития, реформирования. Основную работу мы должны выполнить для этого внутри страны, а в преобразованиях можем рассчитывать на помощь ЕС. Свободная зона торговли с ЕС – первый шаг в интеграционном процессе.
Выбор российского вектора будет означать поглощение Украины, потому что Россия – империя, и все объединения, созданные ею, – это путь в империю. Еще при президентстве Медведева страны СНГ объявлены «сферой привилегированных интересов РФ». Империи особенно нужна Украина, поскольку ее присоединение существенно укрепило бы посягательства России на глобальную роль в мире. Пока что ее авторитет основывается на втором в мире ядерном потенциале, запасах газа, а по величине ВВП она лишь на 10-м месте; с Востока на РФ мирно надвигается Китай. Для роста мощности российского «паровоза», для топки нужны украинцы и белорусы.
Несмотря на призывы к евроинтеграции нынешняя власть пытается держать Украину равноудаленной от России и Европы. Но нельзя вечно стоять на шпагате или колебаться между двумя целями. Вспоминается бедное животное, которое Буридан держал на равном расстоянии от двух копен сена – оно умерло от голода. Большинство украинцев (еще живы те, кто помнит Магадан) обращается к Януковичу: «Не наследуй Буридана, Брюссель лучше Магадана». Недопустимо строить Магадан и в Украине, устанавливая абсолютную власть, подавляя оппозицию.
Наш разумный выбор – это Евросоюз. Нельзя ограничиться только зоной свободной торговли: ЕС – не только экономическое сообщество, а сообщество мировоззренческих ценностей, в котором господствует демократия без ограничительных приложений «управляемая» или «контролируемая».
Два вектора – хорошо, а больше – еще лучше
Европейский и российский векторы важны для Украины потому, что она расположена между этими странами, здесь надо сделать окончательный, но правильный выбор. Но если говорить глобально, не только о вхождении в ЕС (сближение как первый шаг), а о приоритетах внешней политики, то она для Украины должна быть многовекторной. Прежде всего, надо не обострить отношения с Россией, но обойти ловушку; отношения должны быть добрососедскими, но равноправными. Украине нужны рынки России и других стран СНГ. Векторы украинской политики должны быть направлены также на два наиболее экономически мощных государства – США и Китай. Они не угрожают нашей независимости: США – за океаном, а Китай приблизится к нашим границам лишь после мирного поглощения России, а это произойдет не так скоро. После прихода Обамы интерес США к пространству СНГ упал, Украине нужно и дальше развивать отношения. Умные головы в окружении Януковича предложили активизировать китайский вектор. Если все, что задекларировано, будет воплощаться в жизнь, то в Украину пойдут китайские инвестиции, она может стать для Китая плацдармом экономического продвижения в Европу. А еще есть Япония, Индия, Бразилия (совместный космический проект с ней начал еще Ющенко), другие, кроме Китая, азиатские тигры. Украине нужно побольше векторов, хороших и разных.
Перевод: Антон Ефремов.