Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Заход с пятого туза

«Газпром», теряя влияние на мировом газовом рынке, вынужден блефовать... и давить на Украину

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинская власть, похоже, не особенно старается выходить из подвешенного состояния, связанного с так называемым долгом российскому «Газпрому». Премьер-министр Николай Азаров оказался способен только на публичное беспокойство с нотками обиды.

Украинская власть, похоже, не особенно старается выходить из подвешенного состояния, связанного с так называемым долгом российскому «Газпрому». Премьер-министр Николай Азаров оказался способен только на публичное беспокойство с нотками обиды. «Последний счет, который мы получили от «Газпрома» – гигантская сумма 7 млрд. долларов, – сделал странное заявление глава правительства. – Это примерно три месяца выплат пенсий всем нашим пенсионерам». Премьер забыл еще уточнить: эта сумма – это примерно 17% от всех доходов государства в нынешнем году.
 
Как хотим, так и считаем
 

Наши эксперты до сих пор не могут понять, откуда взялась такая астрономическая цифра? «Чтобы получить такой долг при цене 430 долларов за тысячу кубометров, мы должны были недобрать 16,28 млрд. кубов, – считают эксперт Михаил Гончар и юрист-международник Максим Алинов. – То есть, чтобы получить такие санкции, мы в прошлом году должны были закупить менее 17 млрд. кубов газа ». На самом деле эта цифра составляет более 25 млрд. кубов. Кроме этого, необходимо приплюсовать еще газ, купленный у компании Ostchem Holding Limited – вместе выходит даже больше от объема, предусмотренного в контракте.
 
Еще один важный нюанс, который почему-то обделен вниманием власти: Россия, в свою очередь, не выполняет контрактных обязательств по транзиту газа. И поэтому, если Москва подаст в суд на нас, мы имеем полное право подавать встречный иск. И, конечно же, стоит упомянуть призывы экспертов более чем годовой давности к правительству самим подать иск против россиян и нашего двустороннего контракта, заключенного в 2009 году. Причина очевидна: за последние годы на мировом газовом рынке существенно поменялись обстоятельства. С одной стороны, свирепствует финансовый кризис, с другой – в мире происходит «сланцевая революция», которая заставляет изменить подходы к ценообразованию. «(Подать в суд) – это было бы правильным решением, – сказал председатель парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Николай Мартыненко. – Так сделали многие европейские партнеры «Газпрома» – и успешно добились снижения цены».
 
Западные эксперты приводят новые факты: за первые три квартала прошлого года спрос на газ в Италии снизился на 2,6%, при этом поставки «Газпрома» рухнули на 11%. В Нидерландах общие продажи газа снизилась на 9%, а поставки «Газпрома» – на 42%! Интересная ситуация в Польше. Потребление газа у них, наоборот, выросло – на 6,2%, но количество топлива, которое наши соседи покупают у российского монополиста... снизилось. Причем аж на 11,5%. Немецкий журнал «Шпигель» в своей статье с красноречивым названием «Газовый Голиаф на коленях» прогнозирует, что зависимость от газовой иглы уже в ближайшее время ослабит и Украина.
 
Заработать на Украине!
 
По мнению эксперта по энергетике Лондонского городского университета Алана Райли, последствия добычи сланцевого газа и антимонопольное расследование Еврокомиссии могут означать завершение бизнес-модели «Газпрома» в Европе. «Его долгосрочные контракты с национальными энергетическими компаниями могут быть заменены единым взаимосвязанным европейским рынком газа, основанным на конкуренции между различными поставщиками», – говорит Райли и даже дает совет Кремлю: разделить «Газпром» на несколько компаний, которые могли бы конкурировать за европейского потребителя. «Это снизило бы возможности России использовать газ в политических целях, но поставило бы газовую индустрию в лучшие условия с точки зрения коммерции и законности, что позволило бы ей легче конкурировать на европейском рынке», – утверждает эксперт, соглашаясь, что на подобные «крайности» нынешний Кремль не пойдет.
 
Решение же «Газпрома» оштрафовать нас на 7 млрд. долларов политическим считают даже сами россияне. «Москва давит, чтобы получить контроль над украинской трубой, – считает руководитель российского «Фонда национальной энергетической безопасности» Константин Симонов. – Путин устал от многолетних переговоров по украинской ГТС, и решил форсировать строительство Южного потока. Однако Украина все равно не отдает контроль над газопроводом. Тогда же было решено прижать ее к стенке».
 
Украинская же ГТС требуется Москве по многим причинам. И политическое давление – только одна из многих составляющих. Главная же причина, как считают аналитики, упростить и удешевить логистику своего товара к западному потребителю. Если вчера – на пике спроса – это было не так важно, то сегодня, когда доходы начали падать, монополист вынужден экономить. А добившись нашей «трубы», «Газпром» сможет отказаться от дорогого и сомнительного с многих точек зрения «Южного потока». Самый простой подсчет показывает, что речь идет об экономии 25 млрд. долларов. Сумма, ради которой стоит постараться.
 
А тем временем
 
Операция «Лыжный инструктор»

 
Председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными продуктами Владислав Каськив, который после скандального подписания инвестиционного договора с подставным лицом в ноябре прошлого года решил уйти в отставку, похоже, окончательно отказался от такого необдуманного шага. На днях Каськив дал интервью, в котором намекнул, что в провокации виноват российский «Газпром». «Прямых юридических или финансовых последствий для Украины (вследствие скандала) нет, – сказал председатель комитета. – А к последствиям для репутации привела целенаправленная информационная провокация нашего недруга – газового монополиста. СМИ, очевидно, простимулированные (?? - Ред.) газовым монополистом, продолжают называть Джорджа Сарда Бонвеи лыжным инструктором, хотя эта информация не соответствует действительности».
 
Своей вины в том, что так называемый подписант с испанской стороны не представлял ни одну компанию, а был только коммерческим представителем, Каськив не видит. Как и в том, что его ведомство не провело подписание соглашения по предусмотренной процедуре, которая включает в себя присутствие представителя МИД и проверку полномочий представителей сторон. Зато чиновник обиженно заявил: «Не ошибается тот, кто ничего не делает. И не виноват тот, кто ничего не делает... Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
 
Перевод: Антон Ефремов.