Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые союзы в израильской политике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наблюдая за политическими кульбитами премьер-министра Биньямина Нетаньяху, выходящими за рамки даже нашей, далекой от эстетики политической повседневности, трудно избавиться от ощущения, что героем этого анекдота является именно глава правительства.

Помните анекдот про человека, который убил всю свою семью, а затем слезно просил о снисхождении к себе, сиротинушке? Наблюдая за политическими кульбитами премьер-министра Биньямина Нетаньяху, выходящими за рамки даже нашей, далекой от эстетики политической повседневности, трудно избавиться от ощущения, что героем этого анекдота является именно глава правительства. Правда, на данном этапе он еще находится в разгаре ликвидации «родственников» (читай - своих естественных партнеров), однако день, когда ему придется просить их о снисхождении,  сетуя на собственное сиротство, может наступить быстрее, чем Нетаньяху может себе представить.

Одним из штампов, вошедших в обиход общественной дискуссии после выборов 2013 года, стало утверждение о кончине традиционных блоков и союзов в израильской политике. Возникновение партии «Еш атид», напрочь отрицающей свою «левизну», и уж никак не соотносящейся с принятым в израильской политике понятием «правизны», спутало карты.
 
Одновременно, скандальная кампания «Ликуда» против «Еврейского дома» превращает стройную ранее политическую карту в хаотичную и лихорадочную. На этом фоне многие поспешили объявить о рождении нового, так называемого, «гражданского», а попросту светского союза – «Ликуд» - «НДИ» - Еш атид». Первый камень в кладку этого союза бросил сам «Яир Лапид», поспешивший заявить, что намерен сменить Нетаньяху на посту премьер-министра. Круг замкнулся.

Читайте также: Нетаньяху - человек прошлого

Центр или не центр, естественным партнером Нетаньяху Лапид быть не хочет, а если не слишком рискуя предположить, что кардинальным образом избирательная система Израиля не изменится и в эту каденцию, то на следующих выборах Нетаньяху (или тому, кто его сменит во главе «Ликуда») придется искать партнеров по коалиции. Ну или хотя бы потенциальных партнеров. И тут мы вновь возвращаемся к религиозным сионистам.
 
На выборах 2013 года Нетаньяху расторг союз с наиболее преданной ему группой населения и ее политическими представителями. Можно долго рассуждать о борьбе за мандаты внутри блока, можно в тысячный раз пережевывать историю отношений Нафтали Беннета и семьи Биньямина Нетаньяху, но все это едва ли может перечеркнуть агрессивную и не до конца чистоплотную кампанию, развязанную «Ликудом» (право же, несправедливо вешать всех собак на одного лишь Нетаньяху) в отношении «Еврейского дома». Даже сдержанный и, как правило, ироничный Ури Орбах дал понять, что «потребуется время для того, чтобы оставить позади сделанное Ликудом».
 
Но партия власти верна своей линии и в ходе едва начавшихся коалиционных переговоров. Нетаньяху пребывает в сладостном убеждении о том, что у «Еврейского дома» нет альтернативы. В отличие от ультраортодоксов, которые в обмен на непризыв в армию и продолжение субсидий готовы сесть в любую коалицию, религиозные сионисты, также как и МЕРЕЦ слева, – это партия у которой есть лишь одна возможная коалиция. Понимая это, Нетаньяху и «Ликуд» ведут себя подобно не слишком дальновидной девице, убежденной, что  без памяти влюбленный юноша всегда будет рядом. В какой-то момент, терпение юноши исчерпывается, он хлопает дверью, а барышня начинает заламывать руки и биться в истерике.

Сторонники партии «Авода», которую возглавляет Шели Яхимович


Также по теме: Баланс сил после выборов в Израиле

На фоне всеобщих рассуждений о перестройке блоков в израильской политике, религиозным сионистам пришла пора хлопнуть дверью. А иными словами остаться в оппозиции, откуда наблюдать, как Нетаньяху обойдется (вернее не обойдется) без них. Наблюдать, собирать мандаты и готовиться.
 
Один из министров правительства однажды в частной беседе назвал политиков религиозного сионизма «астронавтами». «Нет другой группы населения, оказывающей такое влияние на все сферы жизни и так по-детски уступающей позиции в политическом руководстве», - сказал он. Появление на сцене Нафтали Беннета, больше чем удвоившего представительство «Еврейского дома» в парламенте, породило ожидание чего-то кардинально нового. Если добавить два мандата Оцма ле-Исраэль и полтора мандата, набранные раввином Амсалемом, духовно близким идеям национально-религиозного лагеря, становится ясно, что речь идет о силе, способной претендовать явно на большее, чем место пятого колеса в правительстве «Лапида»… простите, Нетаньяху. А после скорого избавления от детского недуга фейглинизма, начнется процесс формирования претендента в вязаной кипе на пост премьер-министра Израиля. И если Нафтали Беннет видит эту перспективу – а он ее видит – ему нельзя соглашаться на пост министра промышленности и торговли в правительстве. Альтернатива власти формируется в оппозиции. Даже если это занимает немало лет.
 
Но помимо пребывания в оппозиции, религиозным сионистам необходимо активно группировать вокруг себя тех, кто в день икс сможет встать под их знамена. И, как ни парадоксально это прозвучит, одними из первых их союзников могут стать русскоязычные израильтяне. Вопреки предубеждениям между этими двумя сегментами израильского общества гораздо больше схожего,  чем разделяющего.

Читайте также: Нетаньяху заявил о победе на выборах в Израиле

Те и другие представлены в самых боевых подразделениях армии, те и другие живут не за счет государства, а за счет своего собственного труда, те и другие наделены здоровой толикой патриотизма, в самом хорошем смысле этого слова, и те и другие являются кем-то типа дефективных детей, в глазах элит сегодняшнего Израиля. А отношение «русских» к иудаизму и его адептам, зачастую определяется личным контактом с далеко не лучшими элементами, населяющими сегодня инстанции религиозного истеблишмента. Один из главных пунктов программы «Еврейского дома» – реформа этих институтов.
 
Союз между «русскими» и «вязанными» возникнет не в один день. Но уже на минувших выборах в самом «русском» городе Израиля Кармиэле за Еврейский дом проголосовали 7%. В Нацрат-Илите 5%. В Ашдоде и Бат-Яме по 7%. Если учесть полное (и возмутительное) отсутствие активного пиара партии на «русской» улице, результаты впечатляющие. При извлечении надлежащих уроков командой Беннета, на следующих выборах тенденция может усилиться. Время новых союзов израильской политики.