Когда осенью прошлого года я начала искать галерею (а также возможного спонсора) для выставки о группе Pussy Riot, надо признаться, я не слишком надеялась, что мне удастся что-то найти. Везде все экономят, ни на что денег нет, какое там искусство из России.
Каково же было мое удивление, когда после череды отказов или, проще говоря, игнорирования из Meetfactory мне на следующий же день написали восторженное письмо с замечанием, что еще надо получить одобрение совета выставочного зала. Совет прошел гладко, и в результате получилась выставка, которая не ограничивается всем хорошо известной акцией Pussy Riot в московском Храме Христа Спасителя, а охватывает также творчество русских художников-нонконформистов, начиная с 70-х годов — перформансы Олега Кулика, Александра Бренера, группы «Война», движения Э.Т.И., «Синих носов» и многих других.
Куратор выставки — Андрей Ерофеев. Говорят, что без него в России не было бы современного искусства. Когда-то он, сын дипломата, при прошлом режиме живший в Париже, Вене и Дакаре, вернулся в Москву и начал задыхаться. «Когда мы приехали в Москву, я едва мог дышать: все было настолько депрессивно», — несколько лет назад в интервью Russia Beyond the Headlines он объяснял, почему стал заниматься искусством и начал собирать оригинальные, часто провокационные работы молодых художников. «Я искал способ, как все это пережить», — говорит брат не менее провокационного писателя Виктора Ерофеева, которого часто можно увидеть в чешских СМИ.
Свою небольшую коллекцию, которая насчитывает 300 предметов искусства, он пытался пронести в Архитектурный музей. Большинство людей такие артефакты, как у Ерофеева, из галерей и музеев тогда, скорее, выносили. Ерофеев шел в обратном направлении.
Мир искусства стал для него спасением. И проблемой. За то, что он пропагандировал что-то, что выводило из себя истеблишмент, и якобы подрывало общественные ценности, которые проповедовали церковь и Кремль, в 2010 году Ерофеев оказался в суде. Несколько лет назад Ерофеев в Сахаровском центре вместе с его директором организовали небольшую выставку — выставлялось около 20 работ, которые за год до этого было запрещено показывать в двух выставочных залах. Среди представленных зрителям объектов были изображения Микки-Мауса как Иисуса Христа и Ленина на кресте. Чтобы обеспечить «безвредность» выставки, организаторы на дверях галереи повести предупреждение, произведения выставлялись за фальшстеной, чтобы зрители могли увидеть экспонаты только через специальные небольшие отверстия. Таким образом посетители сами принимали решение. Однако эти меры не помогли.
Выставку стали резко критиковать православные фундаменталисты (к слову, один из них спустя несколько лет принимал очень активное участие в кампании против Pussy Riot). Экспозицию уничтожили, а кураторов осудили. Обоих искусствоведов суд признал виновными. За нарушение той же статьи, по которой осудили и Pussy Riot — оскорбление чувств верующих, Ерофеев и Самодуров получили штрафы в размере 150 и 200 тысяч рублей. «Тогда для нас это был шок. Никто не мог себе представить, что из-за искусства можно оказать в суде», — вспоминает Андрей Ерофеев. И еще он не подозревал, что через несколько лет за искусство будут лишать свободы.
Не забывайте нас
В конце августа прошлого года я уезжала из Москвы, и именно в это время шло решающее судебное заседание над тремя участницами Pussy Riot. Активисты, протестовавшие перед зданием суда, меня настоятельно просили не забывать их в Чехии. «Нам нужна ваша помощь, пишите о нас, будьте за нас, раз уж эти ваши политики так боятся Путина и толерантно относятся к его нетолерантному режиму», — как правило, так звучала их просьба.
Чешские СМИ в этом отношении упрекнуть не в чем. К делу Pussy Riot они обращаются систематически, занимаясь и мелкими событиями: недавней госпитализацией Нади Толоконниковой, и кошмаром, с которым в тюрьме столкнулась Мария Алехина.
С нашей политической элитой дело обстоит хуже. Некоторые перед Путиным снимают шляпу даже до того, как их об этом попросят (так я воспринимаю «pussyriotism» премьера Петра Нечаса). Если бы президентом стал Карл Шварценберг (Karel Schwarzenberg), может быть, светлые времена для российской оппозиции настали бы раньше (Шварценберг несколько раз их открыто поддержал). Но этого не произошло, а ждать поддержки от Милоша Земана (Miloš Zeman) — наивно. Поэтому хорошо, что выставка состоится. Это значимый сигнал российскому оппозиционному движению, которому наше внимание нужно, как никогда.
Выставка в Meetfactory продлится до 24 марта. Если вы захотите поддержать проект, созданный по большей части на чистом энтузиазме, на Indiegogo есть вот это объявление.
И в заключение я позволю себе обратить ваше внимание на интересный текст одного чешского верующего, который стал молиться Богу за изгнание Путина.