Что такое беспилотники, никому из вас, разумеется, объяснять не нужно. Они летают над полями сражений в Ираке и Ливии, в племенной зоне Пакистана, в Йемене, Сомали (там США наносят точечные удары по предполагаемым членам «Аль-Каиды»), и даже в Сахеле. В скором времени база американских (пока что не несущих вооружения) дронов появится и в Нигере.
Тем не менее, область их применения этим не ограничивается. Беспилотные летательные аппараты захватывают все или почти все сферы экономической деятельности. «В некотором роде они напоминают компьютеры, — объясняет основатель калифорнийского стартапа Matternet Андреас Растопулос (Andreas Rastopoulos). — Сначала один компьютер занимал целую комнату. Сегодня же у всех есть мобильники». Эпоха беспилотников только началась.
Они начинают появляться повсюду, даже там, где меньше всего ожидаешь. Так, например, The Burrito Bomber предлагает доставлять мексиканскую закуску с помощью небольших управляемых аппаратов.
Петер Ван Блюнберг (Peter Van Blyenburgh) не испытывает особой радости при виде такого применения беспилотников. Он возглавляет Международную ассоциацию беспилотных систем (Unmanned Vehicle Systems International), которая представляет собой что-то вроде лобби сторонников дронов. И когда мы рассказываем ему о доставке буррито на беспилотниках, он закипает: «Все это полный идиотизм. В прошлом году кто-то предлагал похожую доставку пиццы, и студенты решили ответить. Для них это развлечение!»
Читайте также: Белый дом защищает использование дронов для ударов по террористам
Петера Ван Блюнберга интересуют исключительно серьезные вещи: он составил целый список возможных методов гражданского применения беспилотников. Речь идет о десятках различных сфер - от наблюдения с воздуха до (гипотетического) аэротакси.
Транспортный дрон
Как считает, Андреас Растопулос, беспилотники могли бы позволить миллиарду людей наверстать отставание в развитии, сделать скачок.
Проект Matternet зародился в недрах престижного Массачусетского технологического института. Его цель -борьба с бедностью. Дело в том, что одной из ее главных причин является отсутствие транспортной инфраструктуры, уверены Андреас Растопулос и его соратники. Вместо того, чтобы тратить немалые средства на прокладку дорог, они предлагают «изменить транспортную парадигму». Сделать ставку на воздушный транспорт. На беспилотники.
Речь идет о создании децентрализованной организации на интернет-модели: дроны могли бы обеспечить доставку в удаленные зоны товаров первой необходимости, в том числе и медикаментов. В каждой деревне должен находиться свой небольшой беспилотник, который мог бы совершать перелеты в радиусе десяти километров. Этот смелый проект может быть реализован через «два-четыре года», — полагает Андреас Растопулос. В настоящий момент он ведет переговоры с одной некоммерческой организацией (однако пока держит в тайнее ее название).
«Это будущее», — уверен Кристоф Мазель (Christophe Mazel), директор французской компании Fly-n-sense, которая занимается производством и продажей беспилотников. Бурное развитие технологий БПЛА в последние годы открывает для них все новые сферы применения. Бывший главный редактор Wired Крис Андерсон (Chris Anderson) говорит, что к беспилотникам также можно применить закон Мура (рост по экспоненте вычислительных возможностей техники в информационной сфере). Аналогичная схема объясняет и бурный рост индустрии дронов. «Благодаря производству смартфонов, которое опирается на те же компоненты (датчики, оптика, аккумуляторы, процессоры), с каждым годом все становится меньше и быстрее», — подчеркивает Андерсон.
Также по теме: Секретная американская база БПЛА в Саудовской Аравии
Однако пока что будущее с его грузовыми дронами не наступило, а настоящее ограничивается съемками и разнообразными замерами. Fly-n-sense занимается программами «гражданского назначения» и внимательно следит за возможными сферами применения беспилотников в сельском хозяйстве. «Их можно было бы использовать для распыления удобрений в полях», — отмечает Кристоф Мазель. В Fly-n-sense (компания расположена в Бордо) в настоящий момент рассматривают несколько программ, однако все они еще находятся на стадии проектной подготовки. Одна из них касается наблюдения за культурами. Vitidrone предполагает, что «аппараты массой от двух до шести килограммов будут летать над виноградниками на малых высотах и проводить замеры», — объясняет Кристов Мазель.
Съемочный дрон
Как бы то ни было, в первую очередь пользователей беспилотников сегодня интересуют их возможности в фото- и видеосъемке. Три месяца назад во французской компании Elle est pas belle la vie (LPBV) появился собственный дрон. Однако добиться хороших результатов было не так-то просто. «Нужно найти хороший аппарат и хорошего пилота, иначе не будет ни системы, ни хронометража. Здесь встречаются два мира: не все пилоты знакомы с телевизионной культурой, которая в свою очередь мало что понимает в беспилотниках», — рассказывает Морад Эт-Аббуш (Morad Ait-Habbouche).
Морад Эт-Аббуш использовал свой дрон с восемью несущими винтами в Индии и Лаосе для съемок материала к фильму «Люди реки» (Les gens du Fleuve). «Беспилотники открывают перед нами ранее недоступные ракурсы», — объясняет он. Помимо пилота здесь требуется также оператор с прибором для управления камерой, который уже непосредственно занимается съемкой.
LPBV — одна из немногих компаний, которые все же решились на такой шаг: «Первая волна прошла где-то два-три года назад, но беспилотники часто падали. Сегодня они падают чуть реже». Один такой аппарат стоит от 11 000 до 20 000 евро, поэтому каждая авария оборачивается немалыми убытками... Но это все же меньше, чем просят за воздушные камеры Wescam и Cinéflex. «Пока на них будут сохраняться такие высокие цены, беспилотникам найдется место», — подводит итог Морад Эт-Аббуш.
Читайте также: Россия запасается беспилотниками
Пожарный дрон
Сокращение расходов — это один из главных аргументов конструкторов для строительной сферы. Кристоф Мазель из Fly-n-sense говорит, что дроны использовали на колоссальном проекте виадука в Тарте: там эти аппараты вели наблюдение в недоступных для людей местах. Подобное применение может также заинтересовать и пожарных.
Немцы первыми стали использовать их для борьбы с пожарами. Французы тоже об этом подумывают, отмечает Манюэль Карбалледа (Manuel Carballeda) из компании Air Robot, которая занимается реализацией немецких беспилотников. Генеральное управление гражданской обороны (подчиняется Министерству внутренних дел) запустило эксперимент в департаменте Ланды. Дроны заметно ускоряют процесс обнаружения очагов пожаров. Это, кстати, прекрасно вписывается в разработанную во Франции в конце 1980-х годов доктрину: из-за трудностей в борьбе с крупными пожарами приоритетной задачей становится подавление источников возгорания.
Для расширения применения беспилотников нужно развивать законодательство, утверждает лоббист Петер Ван Блюнберг. Первый шаг в этом направлении был сделан в июне 2012 года: Министерство транспорта утвердило классификацию дронов, которые подразделяются на категории по ряду параметров (в первую очередь по массе). Серьезные размышления ведутся и в Национальной комиссии по информатике и свободам. И это неудивительно: в снятые с воздуха кадры попадает все больше людей, что не может не привлекать внимание организации, которая в том числе следит и за неприкосновенностью личной жизни граждан.