По итогам визита в Армению министра обороны России Сергея Шойгу и генсека ОДКБ Николая Бордюжи было решено расширить сотрудничество в военно-технической сфере. Согласно договоренности, в Армении может начаться сборка шасси КамАЗа.
Помнится, в конце 1990-х довольно реально говорили о том, что знаменитая «Дженерал моторс» может открыть завод в Армении. Тогда представителем корпорации в странах СНГ был Левон Айрапетян, знаменитый «Гандзасарский Левон».
Но русским удалось пресечь это: в Армению прибыл мэр Москвы Лужков вместе с директором автозавода «Москвич» и заключил договор об открытии предприятия в Ереване по производству комплектующих для «Москвичей». Тогда у Лужкова была грандиозная программа по «реанимации» «Москвича», даже выпустили пару новых моделей. Но воодушевление быстро спало, а ереванский договор остался только на бумаге. Иначе и быть не могло – реанимировать можно что угодно, только не «Москвич».
Читайте также: Армянско-российское военное сотрудничество
Но это была второстепенная задача, а главной было пресечение вхождения «Дженерал моторс» в Армению. Сложно сказать, кто какую роль сыграл в этом и какова была степень заинтересованности сторон. «Дженерал моторс» потом открыла завод в России, а Армения пострадала как политически, так и экономически.
Надо заметить, что «Дженерал моторс» – это не просто производство, это в какой-то мере символ западной высокотехнологичной цивилизации. И естественно, что русские не дали этому символу «вторгнуться» в Армению. А «москвич» был просто нужен для того, чтобы показать армянам их место.
КамАЗ, конечно, не «москвич». Команды КамАЗа почти ежегодно становятся победителями ралли Париж-Дакар, хотя это не помогает росту серийного производства и экспорта. Но, во всяком случае, КамАЗ – машина качественная, так сказать, самая «боеспособная» в регионе. Соглашение о сборке шасси КамАЗ в Армении, если, конечно, оно не останется на бумаге, означает, что русские пытаются изменить отношения с Арменией. Правда, эти отношения пока далеки от высокотехнологичных, но в условиях качества нынешней армянской элиты это вполне сносный вариант. На большее русские и армяне пока вряд ли способны.