Швейцария впервые принимает участие в четырех встречах министров финансов и глав центробанков государств большой двадцатки. Раньше ее долгое время держали в стороне от этого одновременно неформального и ключевого международного собрания.
По приглашению России (в этом году она занимает кресло председателя группы) Эвелина Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer-Schlumpf) отправится на первую для нашей страны встречу, которая пройдет в Москве в пятницу и субботу. Раз государствам-гостям предлагается лишь одно место на мероприятии, министр финансов прибудет в российскую столицу без председателя Национального банка Швейцарии Томаса Йордана (Thomas Jordan).
В Москве будет официально представлен доклад ОЭСР (по заказу двадцатки) об агрессивном планировании налогообложения международных предприятий. Речь идет о переосмыслении правил международной фискальной системы с тем, чтобы помешать транснациональным компаниям избежать уплаты налогов. Швейцарию пригласили за стол к крупнейшим державам, но сможет ли она воспользоваться открывшейся возможностью? Терпение... «В этом вопросе у Швейцарии есть, что сказать, — объясняет Александр Каррер (Alexander Karrer) из отдела международного бизнеса Государственного секретариата по международным финансовым вопросам. — Она приняла участие в работе ОЭСР и проявляет себя чрезвычайно активно. Тем не менее, эта тема не входит в повестку дня московской встречи. Мы, безусловно, будем о ней говорить, но это не центральный вопрос».
По его словам, доклад ОЭСР — это рабочий документ, который должен заложить основу для более широкой дискуссии. «Проблема касается не только налогов. У международных компаний может быть множество (географических, инфраструктурных, политических) причин для перемещения активов. Нам хотелось бы, чтобы к рассмотрению проблемы подошли с самой общей точки зрения. В конечном итоге нам нужно прийти к общему знаменателю, установить регламентарные рамки, которые будут едины для всех. Так, например, нужно принимать во внимание некоторые не касающиеся налогов льготы, например, прямые и непрямые субсидии, которые предоставляют предприятиям определенные государства. Устранение налоговой конкуренции не может стать почвой для роста экономики».
В целом для Швейцарии эта тема имеет большое значение, здесь все же следует вести себя сдержанно. Тем не менее, крупнейшие государства, по всей видимости, решительно настроены на то, чтобы как можно скорее взяться за решение проблемы. Так, может быть, Швейцарии стоит составить свой прогноз на будущее и попытаться повлиять на грядущие реформы? «Швейцария не хочет чересчур торопиться в этом вопросе, — говорит Александр Каррер. — Мы опять-таки принимаем активное участие в работе, но нельзя сказать, что общий анализ уже доведен до конца. Нужно помнить о том, что некоторые страны на словах хотят решить проблему, однако при этом сами создают специальные льготы. Нужно досконально со всем разобраться».
У Швейцарии есть в Москве и другие приоритеты помимо налогообложения. «Швейцария намеревается поддержать принятые меры выхода из финансового кризиса и в частности оздоровление государственных финансов и разработку структурных реформ для восстановления экономического роста, — отмечают в Государственном секретариате по международным финансовым вопросам. — Необходимы также и долгосрочные реформы, прежде всего это нужно для укрепления конкурентоспособности. Швейцария намеревается особо подчеркнуть, что продвижение конкуренции и открытости рынков может вернуть мировую экономику на путь развития. Эффективная регуляция финансовых рынков тоже чрезвычайно важна». Как говорит Александр Каррер, в области государственных финансов «у нас есть десятилетний опыт борьбы с задолженностью. Мы намереваемся привлечь внимание к нашим интересам и сыграть активную роль в дискуссии».