Во вторник активистки Femen шокировали церковь и французский политический класс, оголившись по пояс в Соборе Парижской Богоматери. Тем не менее, в 1950 году переодетый в монаха молодой человек зашел намного дальше.
Во вторник активистки Femen захотели по-своему отметить уход Бенедикта XVI и принятие законопроекта о «браке для всех». Инициативу гологрудых феминисток, как и ожидалось, осудили как правые, так и левые силы.
Этот скандал напоминает о других, незаслуженно забытых событиях, о которых вспомнил американский рок-критик Грэйл Маркус (Greil Marcus): он посвятил им целую главу в книге «Следы губной помады» (Lipstick Traces). В ней он рассказывает о «тайной истории ХХ века», смешивая дадаизм с панком и Тристана Тцару с Sex Pistols.
Среди героев этой «тайной истории» оказались и представители леттризма (он впоследствии породил ситуационизм Ги Дебора (Guy Debord) и Рауля Ванейгема (Raoul Vaneigem), но это уже другая история). Это движение оставило о себе память книгами и фильмами Изидора Изу (Isidore Isou), а также тем, что в прессе тех времен с возмущение окрестили «скандалом в Нотр-Даме».
«Ибо истину я глаголю вам: Бог умер»
Как рассказывает Грэйл Маркус, 9 апреля 1950 года почти 10 000 верующих пришли в собор на пасхальную службу. В 11 часов 10 минут переодетый в монаха-доминиканца молодой человек поднялся на кафедру и произнес такую молитву:
«Сегодня в день Святой пасхи,
В великом Соборе парижской Богоматери,
Я обвиняю католическую церковь в смертном грехе растраты наших жизненных сил во имя пустого неба.
Я обвиняю католическую церковь в подлоге.
Я обвиняю католическую церковь в осквернении мира своей похоронной моралью, нарекаю ее язвой на гнилостном теле Запада.
Ибо истину я глаголю вам: Бог умер.
Нас тошнит от безграничной пошлости ваших молитв, ибо они щедро курились над полями сражений в нашей Европе.
Отправляйтесь в унылую пустыню земли мертвого Бога и рыхлите эту землю своими голыми, надменными, молитвенными руками.
Сегодня, в день Святой Пасхи,
Здесь, в великом Соборе Французской Богоматери,
Мы провозглашаем смерть Бога-Христа и жизнь Человека».
Озадаченные поначалу верующие пришли в негодование. По словам Грэйла Маркуса, швейцарская гвардия даже угрожала четверым леттристам алебардами:
«Их задержала или скорее даже спасла полиция. Гнавшаяся за ними до Сены толпа была готова устроить над ними самосуд».
Фальшивым монахом был 21-летний Мишель Мур (Michel Mourre). Проповедь ему помог написать другой леттрист Серж Берна (Serge Berna), который был на три года старше. «Больные», «хулиганы», «наивные мечтатели» — писали о них газеты, в том числе и не имеющие ничего общего с католицизмом, например, L’Humanité. О разразившемся скандале сообщила даже The New York Times.
Андре Бретон приходит на помощь «монаху»
Газета Combat посвятила множество материалов этому делу. Сначала издание, как и его конкуренты, было шокировано произошедшим, однако затем дало высказаться и защитникам нарушителей общественного спокойствия. В их числе оказался и Андре Бретон (André Breton), назвавший леттристов детьми сюрреализма:
«Именно сюда, в самое сердце опутавшего вселенную спрута и нужно было нанести удар».
К слову, в тот момент этот «спрут», о котором говорил Андре Бретон, был куда сильнее, чем сейчас. По сравнению с тогдашним Папой Пием XII Бенедикт XVI — настоящий весельчак. Критики Пия XII говорили, что своим молчанием во время войны он поддерживал нацизм и антисемитизм.
Таким образом, прервать праздничную службу проповедью о смерти Бога было куда опаснее, чем призывать к отречению Папы (как сделала во вторник Libération) или выставлять напоказ голую грудь, чтобы напомнить церкви о сексизме.
Другими словами, власти пришли в полное замешательство: что же делать с этими молодыми людьми? Как пишет Грэйл Маркус, Мишеля Мура заставили пройти психиатрическое обследование (результаты оказались неубедительными) и отпустили на свободу 11 дней спустя.
Чуть позже Мишель Мур все же решил покаяться. В следующем году он написал книгу «Вопреки богохульству» (Malgré le blasphème), которая была тепло принята церковью. Далее он начал карьеру историка, выпустил биографию Шарля Морра (Charles Maurras) и исторический словарь «Le Petit Mourre», который регулярно обновляется и переиздается после смерти автора в 1977 году.
Аминь.