Политики еще продолжают словесную перепалку по поводу того, почему нашему премьеру не удалось выбить из Евросоюза достаточную сумму денег на следующий период — с 2014 по 2020–й год.
Но прежде чем делить еще не полученные средства, следовало бы разобраться с тем, как расходуются те миллионы — или, точнее, миллиарды, которые нам причитались с 2007 по 2013 год. Тем более что срок освоения евроденег в этот финансовый период заканчивается, как вы понимаете, уже 31 декабря этого года.
Итак, в нынешний финансовый период Латвии было выделено 4,53 миллиарда евро. Справедливости ради заметим, что с темпами освоения денег у нас — на фоне ряда других стран ЕС — дела обстоят не столь плохо. На сегодняшний момент утверждены проекты в объеме 95,4% от доступного финансирования, договоры заключены в объеме 93,9% от доступного финансирования. Однако тем, кто должен получить финансирование из еврофондов, выплачена всего половина от этих 4,53 миллиарда евро. Таким образом, нашим чиновникам следует очень поторопиться, иначе неосвоенные средства Брюссель может и заморозить — тем более что у ЕС есть куда потратить «лишние» деньги.
Читайте также: Латвия - успех или катастрофа
Как бы мы в последнее время критически ни относились к Евросоюзу, тем не менее нужно быть объективными и признать, что без евроденег, особенно в период кризиса, Латвии бы пришлось совсем худо. В самые кризисные 2009–2011 годы еврофонды были единственным источником инвестиций в Латвию. Достаточно побывать во многих провинциальных городках, чтобы убедиться, что чуть ли не все значимые объекты — больницы, школы, детсады и т. п. — построены при финансовой поддержке ЕС.
Латвийские дороги, как известно, находятся в печальном состоянии. Но без евроденег дороги стали бы просто катастрофически плохими. Так, при значительном участии евроденег были построены автодороги на участках Рига — Кокнесе, Лудза — Терехово, сейчас идет строительство второго участка железнодорожных путей Скривери — Крустпилс…
Увы, освоение денег не всегда проходило успешно — точнее, деньги тратили с бешеной скоростью, но эффективность, мягко говоря, была низкой. Последний скандал связан с освоением денег на создание завода по производству гранул для сельского хозяйства. Деньги были освоены, но завод так и не заработал — на месте предполагаемого завода стоит ангар, в котором «хранятся» груды мусора и песка. Премьер потребовал, чтобы министр экономики разобрался и нашел виновных в плохом контроле европроекта. Но деньги–то уже тю–тю…
Также по теме: Ущерб от оккупации Латвии бъет и по европейскому кошельку
Ярким образчиком провала эффективного использовании евроденег является «дело о поездах» — да, речь идет о проекте «Пасажиеру вилциенс» (ПВ) по закупке электропоездов. Эпопея с конкурсом на закупку длилась более двух лет, в итоге государство в лице ПВ отказалось реализовывать подписанный с испанской компанией договор. Сейчас стороны вот уже несколько месяцев безуспешно пытаются найти компромисс в так называемом «процессе медиации» в международном третейском суде в Стокгольме. Но если этот процесс и дальше будет идти такими же темпами, то Латвия рискует потерять более 100 миллионов латов (!), выделенных из еврофондов на закупку электропоездов. В итоге у нас не будет ни евроденег, ни поездов… В правительстве все громче звучат призывы махнуть рукой на поезда и распределить эти 100 миллионов на другие проекты — в частности, на ремонт и строительство дорог.
Остается лишь надеяться на то, что в следующие семь лет мы более грамотно и с умом распорядимся миллиардами из Евросоюза. Приоритеты должны быть следующие: развитие инфраструктуры, особенно в местах, где создаются производственные мощности, проведение мероприятий по уменьшению безработицы среди молодежи, ремонт и строительство дорог. До сих пор создавалось ощущение, что еврофинансы Латвию особо не поднимают с колен. Как говорится, не в коня корм…