В годы Второй мировой германская пропаганда всерьез утверждала, что истинным правителем СССР является Лазарь Каганович, а Сталин – лишь подставная фигура. Немецкие листовки уверяли, будто Коба женат на сестре Кагановича, и марионеточным генсеком вертят как хотят.
Вымышленный брак Сталина был изобретен не от хорошей жизни. Национал-социалисты изначально рассматривали коммунизм как ширму для иудейского владычества. Да вот незадача: к 1941 году Иосиф Виссарионович успешно расправился почти со всеми евреями в большевистском руководстве.
Несостоятельность нацистской теории стала слишком очевидна, и ее пришлось притягивать за уши. Поскольку в Политбюро остался один-единственный Каганович, немецкие пропагандисты выжимали из него все возможное и невозможное.
Сегодня в схожем положении очутились наши борцы с «олигархическим режимом». Три года назад Виктора Януковича называли ставленником крупного капитала, и предполагаемая зависимость от олигархов считалась чуть ли не главным грехом президента.
Вскоре стало ясно, что президент Янукович – свой собственный ставленник, а разногласия между Банковой и украинскими миллиардерами вылезли наружу. Но значительная часть общества до сих пор цепляется за ходульный образ «олигархической Украины». Роль товарища Кагановича досталась Ринату Ахметову, чьи позиции пока выглядят незыблемыми. Пока…
Нелегко отказаться от привычного пропагандистского клише: всемогущие буржуи контролируют марионеточную украинскую власть. Трудно выйти за рамки устоявшейся парадигмы. Видимо, поэтому многих ошарашила скорость, с которой Янукович и Семья подминают под себя украинских толстосумов.
Для олигархической страны, где безраздельно правит золотой телец, это действительно было бы чем-то диковинным. Но Украина – страна булата, а не злата. Страна, где главной силой является отнюдь не крупный капитал, а государственная бюрократия.
При некотором внешнем сходстве олигархия и бюрократия – это две диаметрально противоположные модели. Олигархический принцип формулируется так: «Деньги приносят власть». Бюрократический принцип звучит иначе: «Власть приносит деньги».
Олигарх уверен, что все покупается. Бюрократ считает, что все отнимается. Чье кредо ближе к отечественным реалиям?
Украинец, не имеющий больших денег, но наделенный государственной властью, очень быстро окажется при деньгах. Зато богатей без государственного прикрытия может в одночасье потерять все.
Вполне естественно, что украинские магнаты в лучшем случае становятся младшими партнерами Януковича, а в худшем – потенциальными жертвами. В эту схему отлично вписываются арбузовские планы по наполнению госбюджета и возможная атака на олигархов, обсуждаемая в независимых СМИ.
Пожалуй, частичное раскулачивание станет для Банковой оптимальным вариантом – учитывая, как остро украинский режим нуждается в средствах, и насколько важна победа в 2015 году.
Конечно, власть может нарваться на серьезное сопротивление, даже на олигархический заговор. Но разве Януковичу есть что терять? Виктор Федорович зашел слишком далеко, пути к отступлению уже отрезаны, президентское кресло необходимо сохранить во что бы то ни стало.
Когда тебе грозит бюджетный крах и утрата власти, на этом фоне меркнут любые угрозы, связанные с недовольными олигархами. Выбирать не приходится: или грудь в крестах, или камера в Качановской колонии.
И уж тем более Банковую не должны волновать пустяки вроде распугивания зарубежных инвесторов. Вероятно, открытая война с большим бизнесом превратит инвестиционный полутруп в труп, ну и что? Зато будет решена актуальная предвыборная задача – удовлетворить плебс, жаждущий социальных подачек и олигархической крови.
Знающие наблюдатели уже отмечают, что отжим олигархов выгоднее проводить под маской праведного государственного возмездия. С этим трудно не согласиться: расправа над зажравшимися толстосумами давно превратилась в украинскую idée fixe.
Простой люд ждет не дождется, когда буржуйские деньги и буржуйское имущество начнут отбирать в казну. Это захватывающее шоу обещают народу многие оппозиционные политики. И вот пожалуйста – то, о чем так долго говорили большевики, воплощает в жизнь действующий президент Виктор Янукович. Получится и впрямь эффектно!
Устроив показательное раскулачивание, власть не только уведет из-под носа у оппозиции ее любимого конька. Параллельно Банковая решит еще одну пропагандистскую задачу – поставит своих противников по одну сторону баррикад с теснимыми олигархами.
Логика простая: ежели суровый государственник Янукович бьет буржуев, что представляют собой политические оппоненты Януковича? Правильно, это ставленники крупного капитала! Мы получим излюбленную страшилку украинской политики и позорное клеймо, которое еще недавно лепили самому ВФЯ. Народная ненависть к золотому тельцу, усердно подогреваемая оппозиционерами, обернется против них же.
Украинскому обществу годами внушали, что деньги – корень зла, а держава – источник добра. Об этом твердили патриотичные акулы пера, духовные пастыри, социалисты, националисты, прочие «исты». И сегодня такой подход совпадает с политическими интересами Виктора Януковича.
В 2015 году главной надеждой и опорой Януковича станет государственный аппарат и слои населения, находящиеся в полной зависимости от государства. А наибольшую опасность представляют деньги, неподконтрольные государству и способные превратиться во что-то подрывное – от критических телепередач до майданных палаток.
Чем больше подневольной черни, крепко привязанной к бюджету и бюрократической машине, тем лучше для действующего гаранта. Чем больше строптивых буржуев, претендующих на независимость, тем сильнее политические риски. Оптимальная предвыборная стратегия – предельно ужесточить контроль и взять частный капитал в ежовые рукавицы. В общем, приобретает актуальность классическая формула Бенито Муссолини: «Все внутри государства, ничего вне государства, ничего против государства».
Но разве не этого хотели миллионы наших соотечественников? «Нет! Мы мечтали о сильной державе, а не о сильном Януковиче!» – возразит кто-то. Проблема в том, что абстрактной «державы» как таковой не существует.
Государство – это конкретные люди, занятые выполнением государственных функций. Живые чиновники, живые силовики и ныне контролирующий их Виктор Федорович. Правда, того, кто привык сакрализировать все государственное и демонизировать все «антигосударственное», эта банальная истина вводит в ступор.
Наши страдальцы за народ всегда видели панацею в расширении государственных полномочий. И поскольку сейчас Янукович делает именно это, его оппонентам грозит кризис жанра.
Как бороться с «олигархическим режимом», если режим уже прижимает олигархов к ногтю?
Какие новые запреты и ограничения придумать, если все и так зарегулировано до предела?
Как усилить государственное вмешательство в жизнь украинцев, если оно и без того растет с каждым днем?
Как переплюнуть Януковича? Что еще предложить?
Ну разве что добавить в биометрические паспорта графу «национальность». Или пополнить огромную бюрократическую армию языковыми инспекторами…
Как бороться с «олигархическим режимом», если режим уже прижимает олигархов к ногтю?
Какие новые запреты и ограничения придумать, если все и так зарегулировано до предела?
Как усилить государственное вмешательство в жизнь украинцев, если оно и без того растет с каждым днем?
Как переплюнуть Януковича? Что еще предложить?
Ну разве что добавить в биометрические паспорта графу «национальность». Или пополнить огромную бюрократическую армию языковыми инспекторами…