Почти половина (42%) из 1,2 миллиарда католиков мира проживают в Латинской Америке, что на 25% больше, чем в Европе. Однако, при этом Римско-Католическая Церковь никогда не выбирала представителя Латинской Америки в качестве своего главы. После кончины поляка Иоанна Павла II, в 2005 году архиепископ иезуит из Буэнос-Айреса Хорхе Берголио (Jorge Bergoglio) получил наибольшее количество голосов после Ратцингера. Берголио уже исполнилось 76 лет, и в понедельник никто из специалистов по Ватикану не рассматривал его в качестве наиболее вероятного кандидата. Однако, в понедельник пресс-секретарь епископата Буэнос-Айреса Федерико Валлс (Federico Walls) сообщил, что Берголио имеет такие же шансы, как и другие кардиналы, добавив, что «его высоко ценят как внутри страны, так и за рубежом».
И все же, в понедельник прозвучало имя другого аргентинца, имеющего более высокие шансы, чем Берголио. Это кардинал Леонардо Сандри (Leonardo Sandri), который был пресс-секретарем Иоанна Павла II в период его выздоровления, когда Понтифик не мог говорить. Сандри приобрел международную известность, когда 2 апреля 2005 года сообщил о смерти Иоанна Павла II. «Наш возлюбленный Папа вернулся в дом Отца своего. Вознесем же ко Господу свои молитвы о нем», - сказал он в тот день.
Сандри - 69 лет, и он в течение шести лет возглавляет Конгрегацию по делам восточных церквей. Сын итальянских эмигрантов, он вырос в Буэнос-Айресе и в 24 года был рукоположен в священника. При Иоанне Павле II занимал должность заместителя влиятельного Госсекретаря Ватикана кардинала Анжело Содано (Angelo Sodano).
По сути дела, после Папы и Содано он был третьей фигурой Ватикана. Именно тогда он познал все хитросплетения дворцовой дипломатии. Кроме того, Сандри был представителем Папы на Мадагаскаре, в Венесуэле и Мексике. Во время пребывания в Каракасе установил хорошие отношения с президентом Уго Чавесом. Его семейные корни находятся в Риме, сам он с 1970 года в основном проживает за пределами Аргентины. Эксперты, указывающие на высокую вероятность его избрания, приводят факт его длительного служения на двух континентах, который может сыграть в его пользу.
Американский журналист Джон Аллен (John Allen), работающий в журнале National Catholic Reporter, уже упоминал имя Sandri в мае прошлого года в качестве одного из возможных кандидатов. В понедельник его имя назвал сотрудник газеты La Stampa Андреа Торниелли (Andrea Tornielli), специализирующийся на ватиканской проблематике. Другой вероятной фигурой на должность главы Римско-Католической Церкви является Одило Педро Шерер (Odilo Pedro Scherer), архиепископ Сан-Пауло, крупнейшей епархии Бразилии, на долю которой приходится наибольшее количество католиков в мире.
В свои 63 года Шерер не считается наиболее вероятным кандидатом, хотя его избрание тоже не будет большой неожиданностью, считает пресса Сан-Пауло. В Бразилии его считают тем человеком, который, в случае его своего избрания Папой, сможет добиться консенсуса, поддерживая диалог как с наиболее консервативными кругами (Opus Dei), так и с теми, кто стремится к обновлению церковной жизни.
В одном из прошлогодних интервью, данных им в штате Сан-Пауло, Одило Педро Шерер заявил, что не мыслит себя в качестве Папы Римского. «Им может быть только один… И выбрать можно из огромного количества людей! Во время заседания конклава никто не будет сам себя выдвигать, никто не скажет «я хочу быть Папой Римским» или «голосуйте за меня». «Я не мыслю себя ни кем иным, как архиепископом Сан-Пауло», заявил он тогда. Против него может сработать то, что он, как и Йозеф Ратцингер, имеет немецкое происхождение.
Еще одним вероятным латиноамериканским кандидатом является гондурасец Оскар Андрес Родригес (Oscar Andrés Rodríguez), архиепископ Тегусигальпы, которого, благодаря его умению располагать к себе людей, многие называют латиноамериканским Иоанном Павлом II. Ему 70 лет, и его считают человеком умеренных взглядов, хотя в июне 2009 года он и поддержал переворот, направленный против президента Мануэля Селайи.
Гондурасец Родригес, аргентинец Сандри и бразилец Шерер – все они относительно молоды, однако это обстоятельство может обернуться и против них, поскольку Рим с опаской смотрит на то, когда один человек слишком долго занимает пост Понтифика, как это было с Иоанном Павлом II, возглавлявшим Святой Престол в течение 25 лет.
В современной Латинской Америке евангелические церкви в значительно мере укрепили свои позиции, прежде всего в Центральной Америке и Бразилии. Римско-Католическую Церковь особенно беспокоит Бразилия, ставшая одной из стран с наибольшим количеством протестантов. По этому показателю она уступает только США и Великобритании и находится на том же уровне, что Германия и Южно-Африканская Республика. Избрание Папой Римским представителя Латинской Америки может приостановить экспансию евангелистов на этом континенте.