Объем данных наблюдений за третьим ядерным испытанием, проведенным КНДР, стремится к нулю. При этом сама Северная Корея заблаговременно выступила с заявлением о своей попытке. 24 января на заседании Совета Безопасности было объявлено о проведении «взрыва высокого уровня». Можно воспринимать это и как заявление о тестировании уменьшенной ядерной боеголовки с разгоном на реакции синтеза уменьшенного количества ядерного вещества. В этот раз указывается и на возможность использования в тестировании обогащенного урана. Северная Корея в 2010 году уже извещала о намерении сконструировать «различные виды ядерного оружия», намекая, что помимо традиционного плутониевого оружия, запускает проектирование и производство уранового ядерного оружия.
Сила «ядерного сдерживания» Северной Кореи поставит американцев в положение заложников
Даже если данные о последнем тестировании были бы разглашены, то наверняка в них нашлась бы информация о проведении испытания с целью миниатюризации ядерных боеголовок, облегчения веса и диверсификации вооружений, что и предположил 12 февраля, в день проведения испытания, представитель МИДа. Кроме того, если вспомнить о проведении испытания баллистической ракеты в конце прошлого года и совместить его с последними разработками ядерных боеголовок, то станет понятным, чего добивалась Северная Корея.
Несмотря на то, что политика «ядерного сдерживания» Северной Кореи направлена в сторону США, она не будет полностью осуществлена, пока у КНДР не появится сила, которая могла бы позволить ей устроить «грибовидные облака» над Нью-Йорком и Вашингтоном. В этом параграфе привожу свое личное мнение.
До тех пор, пока у КНДР не будет в распоряжении подобной силы, пока будут оставаться технологические проблемы, которые необходимо решить, Северная Корея не будет особо выступать с тем, что у нее на уме. На самом деле она даже не пыталась скрыть последнее испытание ядерного оружия, направленного против США. Она определила свои опасные намерения, непосредственно угрожающие безопасности США, когда к постоянным угрозам в сторону Северо-Восточной Азии добавилось осуждение США.
Однако даже в случае завершения разработки баллистической ракеты с радиусом действия, включающим североамериканский материк, молодой лидер Северной Кореи, видимо, не будет так безрассуден и глуп, чтобы бросить вызов США и развязать ядерную войну. Нужно вернуться к выражению «ядерное сдерживание», которое использовала Северная Корея в отношении последнего испытания, подумать над его смыслом.
Вызов, брошенный союзникам США - Южная Корея и США – Япония
В официальной литературе КНДР корейский язык как будто состоит из шипов, что сложно понять не поклонникам литературы со стажем, и то, что страна бросает вызов своими разработками ядерного оружия, на самом деле не так уж далеко отстоит от традиционных взглядов на сферу безопасности. Не нарушает картину и недавнее ядерное испытание.
Предположим, что на корейском полуострове произошло крупное вооруженное столкновение, что уже чревато возможностью распространения и на Японию, США применяет военную силу в отношении Северной Кореи. Сможет ли США даже в том случае, если у КНДР будет оставаться ядерное вооружение, способное поразить североамериканский материк, без промедления развернуть военные действия на территории Северной Кореи? Под вопросом остается и то, станет ли США защищать Сеул и Токио, имея невинных жителей Нью-Йорка и Вашингтона в заложниках.
Северная Корея уже имеет в своем распоряжении баллистические ракеты с радиусом действия, включающим все главные города Японии - ракеты Нодон, поставленные на передвижные пусковые площадки, размещены в горах и под землей. КНДР, успешно запустив ракету Тэпходон-2, разрабатывает баллистическую ракету с еще большим радиусом поражения, и если эти ракеты снабдить ядерными боеголовками, прошедшими «миниатюризацию» и «уменьшение веса», то тогда угрозы Северной Кореи в сторону североамериканского материка все-таки станут реальными. А когда КНДР разместит их в горах и под землей вместе с Нодонами, США нужно будет готовиться к жертвам среди невинных американских жителей для того, чтобы выполнить условия союза с Южной Кореей и Японией.
Это простой вопрос, который не включает в себя такие другие факторы, как эффективность противоракетной обороны, которая поможет обезвредить ракеты с ядерными боеголовками из Северной Кореи. Однако само промедление со стороны США и станет ни больше, ни меньше успехом «ядерного сдерживания» КНДР. По мере того, как силы «ядерного сдерживания» Северной Кореи увеличиваются, уменьшаются возможности военного вмешательства для сдерживания со стороны союзов США – Южная Корея и США – Япония.
С тех пор, как КНДР впервые озвучила свою политику «ядерного сдерживания» прошло более 10 лет. Объясняется ли гибель корвета ВМС Южной Кореи «Чхонан» три года назад и обстрел острова Енпхендо - применением Северной Кореей военной силы, против которого американско-корейский союз рассматривал использование регулярной армии, только внутриполитическими причинами построения основ власти Ким Чен Ыном?
Северокорейская спекуляция «мирным соглашением»?
Так же, как и в прошлом, Северная Корея и на этот раз, видимо, попытается навязать США переговоры после «успешного ядерного испытания». Ввязывая США в дискуссию, она на первый взгляд противоречиво пытается убрать возможность военного вмешательства с помощью «ядерного сдерживания», но этим она не ограничивается. КНДР в этот раз своим ядерным испытанием дала основание противостоянию «враждебной политике» США, но если переговоры с США будут начаты, нет никакого сомнения, что КНДР предложит мирное соглашение и прекращение огня, отталкиваясь от «враждебной политики».
По понятиям КНДР чистая военная сила для «ядерного сдерживания» и «мирный договор» входят в системную оценку и сходятся в цели запрета на военное вмешательство США на территории корейского полуострова. Когда оба условия будут выполнены, союз между Южной Кореей и США и Японией и США станут бессильными перед вооруженными провокациями со стороны КНДР. Это станет итоговой точкой в стратегии Северной Кореи.
Автор – профессор Академии обороны