На пике российского энергетического бума рейтинг Владимира Путина парил где-то в стратосфере. Осенью 2008 года, когда Путин грелся в лучах победы в короткой и легкой войне с Грузией, нефть стоила 140 долларов за баррель, а темпы роста российской экономики достигали 5%, около девяти из десяти россиян одобряли деятельность премьер-министра. Девять из десяти! Путин был, по-видимому, самым популярным политиком в мире, и его позиции выглядели абсолютно неколебимыми.
Резкая рецессия 2009 года, когда российскую экономику внезапно настигли проблемы с кредитами, а ВВП упал на 7,5%, понизила рейтинг Путина примерно на 5 процентных пунктов, покончив с начавшейся в 2005 году тенденцией к неуклонному повышению. Однако это не означает, что Путин вдруг стал в стране персоной нон грата: даже после рецессии его рейтинг продолжал составлять впечатляющие 79% - то есть, оставался на уровне, которому мог бы позавидовать едва ли не любой политик в мире.
Читайте также: Путин и еще раз Путин
Разумеется, неудивительно, что рецессия такого масштаба понизила путинскую популярность. Однако примечательно, что в 2010 году, когда российская экономика снова начала расти, рейтинг Путина начал падать – и продолжает это делать до сих пор. Цифры сильно различаются от месяца к месяцу, и были даже периоды, в которые они уверенно держались на одном уровне, но если рассматривать рейтинг на годовой основе, тенденция становится очевидной.
Сейчас рейтинг Путина по-прежнему превышает 60%, что (по крайней мере, на мой взгляд) не предвещает скорой революции. Большинство россиян по-прежнему поддерживают Путина, хотя и с заметно меньшим, чем раньше, энтузиазмом, а никто из деятелей оппозиции не имеет даже устойчивого двузначного рейтинга.
Тем не менее, статистика показывает, что политические позиции Путина сейчас значительно слабее, чем в период бума, когда его перегибы, судя по всему, пользовались подлинной поддержкой среди россиян. Несмотря на все фанфаронство Кремля, его положение сейчас хуже, чем когда-либо с тех пор, как Путин впервые пришел к власти в 2000 году. Поддержка со стороны масс всегда была важным компонентом путинизма, и изрядная часть способности режима «делать дела» всегда зависела от высоких личных рейтингов Путина.
Также по теме: Путин и монах
Нападки на «перезагрузку» мне кажутся такими нелепыми, в том числе именно из-за того, что рейтинг Путина продолжает падать. «Малодушная политика умиротворения», начатая Обамой, не «укрепила» положение Путина. Напротив, его популярность уменьшилась, и сейчас она рекордно низка. От того, что Америка стала чуть больше сотрудничать с Кремлем, российские граждане не стали больше ему доверять – наоборот, они сейчас настроены более оппозиционно, чем когда-либо. Прошу заметить, я не говорю, что перезагрузка снизила популярность Путина – все перемены полностью объясняются внутриполитическими обстоятельствами, - я просто хочу подчеркнуть, что перезагрузка и падение рейтинга пришлись на одно и то же время.
Что следует делать Америке? Многие думают, что настало время нанести удар – напасть на зверя, пока он не залечил рану! Будем бить по Кремлю сейчас, потому что другой такой возможности может не представиться! Лично мне кажется, что подобные попытки ни к чему хорошему не приведут, и что рост напряженности – это как раз то, чего хочет Кремль. Я не обольщаюсь и не жду незамедлительных перемен – полагаю, до них осталось не меньше четырех-пяти лет – но думаю, что нам нужно фактически предоставить Россию ее внутриполитическим тенденциям, так как эти тенденции сейчас максимально неблагоприятны для властей.
Однако что бы мы ни думали о том, как будут развиваться события, и о том, как должна действовать Америка, факт остается фактом – рейтинг Путина сейчас ниже, чем когда-либо в прошлом. 2013 год обещает быть очень интересным.