Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Можно по-разному реагировать на истерическую атаку ультраортодоксальных СМИ и некоторых раввинов на первое выступление с трибуны парламента нового депутата кнессета, доктора Рут Кальдерон.
Кальдерон была представлена лидерами ортодоксальной общины в качестве опаснейшего врага иудаизма - за то, что посмела говорить о Талмуде, о Гемаре нормальным человеческим языком, а не в стиле «строго соблюдающего заповеди иудея». Кальдерон посмела говорить на талмудические темы, будучи ученым, депутатом, секулярной женщиной. Короче, гевалд.
Во-первых, приходится признать, что значительная группа населения, являющаяся частью израильского общества, все еще живет в далеком прошлом и отказывается уходить оттуда. Это прошлое – отнюдь не древние времена великих учителей и философов.
Читайте также: Большой взрыв в израилькой политике
Создатели Мишны, Талмуда и Мидрашей были любознательными, дерзкими исследователями. Они исследовали все стороны человеческой жизни, интересовались наукой, глубоко понимали греческую культуру, которую подвергали критике, и высказывали различные мнения, не считая каждого, кто не разделял их позиции, своим врагом.
Прошлое, в котором живут израильские харедим, это прошлое замкнутых ашкеназских общин средневековой Европы, которые сформировали изощренную систему изоляции от внешнего мира. Это было логично во враждебном христианском окружении средневековой Европы, но принять подобный образ жизни в XXI веке просто невозможно.
Во-вторых. Харедим обвиняют всех, кто критикует их образ жизни, называя критиков «ненавистниками ультраортодоксов». Действительно, существуют ксенофобные предрассудки в отношении ультраортодоксальной общины. Однако то, что мы слышим от самих харедим в адрес представителей секулярного сектора, иначе как риторикой ненависти не назовешь. Высказывания раввина Овадьи Йосефа о Нафтали Беннете. Агрессия в адрес доктора Рут Кальдерон.
Но можно пойти третьим путем и попытаться понять ультраортодоксальную общину. Дело вовсе не в том, можно ли найти общий знаменатель между мировоззренческой позицией Рут Кальдерон, секулярного ученого, специалиста по талмудической литературе, и взглядами лидеров ортодоксальной общины.
Также по теме: Как ортодоксы контролируют личную жизнь израильтян
По-видимому, нельзя. Вопрос в другом: почему харедим позволяют себе столь грубую и агрессивную атаку, которая вызывает неприязнь и раздражение среди светских и умеренно религиозных израильтян? Ведь это наносит им самим серьезный ущерб.
Ответ, по-видимому, прост. Они боятся. Они боятся массового оттока людей из ультраортодоксальной общины. В этом заключается подлинная причина яростной борьбы за «изучение Торы».
В этом – а не в любви к Торе. Они до смерти боятся того, что новые поколения харедим будут открыты другому миру, другим знаниям, другому прочтению еврейской традиции. Они боятся трещин в построенной ими разделительной стене, опасаясь, что в конечном итоге эта стена может окончательно рухнуть.