Евросоюз развернул военные действия против империи «Газпром». Именно в таких выражениях западная пресса описывает антимонопольное расследование в отношении российской корпорации. Еврокомиссия подозревает «Газпром» в злоупотреблении господствующим положением в Центральной и Восточной Европе. Однако победа принципов либерального рыночного мировоззрения над практикой российского газового монстра невозможна без успешной борьбы с ним на «украинском фронте». В противном случае расклад сил может оказаться не в пользу европейцев.
Европейский рынок зависим от российского газа в большей степени, чем от поставок из других источников. С 2005-го по 2011-й «Газпром» увеличил здесь свою рыночную долю с 23,3 до 27,3%. Следом идет норвежская Statoil с 17%. На рынках Восточной и Центральной Европы «Газпром» и вовсе занимает доминирующее положение. К примеру, Словакия зависит от российского газа на 90%. Именно это удручающее обстоятельство и вынудило европейцев начать антимонопольное расследование. Еврокомиссия настоятельно рекомендует странам – членам ЕС не зависеть от поставок энергоресурсов из одного источника более чем на треть. Брюссель открыто декларирует намерение обеспечить единую энергетическую политику всех стран – членов ЕС в отношении закупок энергоносителей. Цель этой политики — добиться того, чтобы использование импортированных энергоресурсов регламентировалось правилами внутреннего рынка ЕС.
В Украине дела с зависимостью от российского газа в процентном отношении обстоят чуть лучше, чем в Словакии. Однако во всех остальных смыслах мы представляем легкую добычу для российского газового монополиста, о чем, в частности, свидетельствует предъявленный счет в размере $7 млрд за якобы недобор топлива в 2012 году. Киев в отличие от Братиславы или Варшавы не имеет за спиной лоббиста в лице Евросоюза, власти и регулирующие органы которого заставили «Газпром» свернуть масштабные программы по приобретению энергетических активов на территории ЕС. Исключением, похоже, станет лишь повергнутая в пучину экономического кризиса Греция, правительство которой готово продать «Газпрому» контрольный пакет газовой монополии DEPA.
Украина стратегически важна для Евросоюза, поскольку в настоящее время она обеспечивает около 70% транзита российского газа. До 2012 года этот показатель превышал 80%. Причина падения в том, что российские «партнеры» перенаправили через новопостроенный «Северный поток» и газотранспортную систему Белоруссии около 20 млрд куб. м газа. Экономически оправданным выглядит лишь увеличение загрузки белорусской ГТС, поскольку с 2011 года она принадлежит «Газпрому», транспортировка же газа по «Северному потоку» существенно дороже сухопутных маршрутов.
Чиновники Евросоюза, конечно, понимают роль Украины в обеспечении стабильного транзита энергоносителей. Еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле прямо заявил, что модернизация украинской ГТС и реформирование газового сектора остаются главным приоритетом в двустороннем сотрудничестве. А также подчеркнул, что ЕС ценит изменения, реализованные Украиной при пересмотре своей энергетической политики. Но на практике власти ЕС, как и специально созданный консультативный орган — Европейское энергетическое сообщество, не спешат на помощь Киеву. «За все три года мы не получили никакой поддержки, даже сочувствия в вопросах газовых форс-мажорных отношений, в которые попала Украина», — заявил на днях Виктор Янукович.
Пока отдельные страны ЕС подписывают соглашения по строительству «Южного потока», прямо затрагивающие интересы Украины, Брюссель и Вена (там находится секретариат Европейского энергетического сообщества) стыдливо молчат. В то же время «Газпром», воплотив в жизнь проект «Южного потока», сможет с легкостью манипулировать не только странами-транзитерами (такими как Украина или Словакия), но и странами-потребителями. Тогда российская монополия получит в свои руки энергетическое супероружие, против которого европейские власти могут оказаться бессильны.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий.