Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любовь к деревянным храмам

© Фото : Ирина ЧеркасоваКижи остров на Онежском озере в Карелии
Кижи остров на Онежском озере в Карелии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Величественные деревянные церкви России не смогли уничтожить ни коммунизм, ни коллективизация, ни черви, ни гниль, ни вандалы, однако их может погубить банальное пренебрежение. Этих строений, которыми славится русская архитектура, осталось всего несколько сотен. Они разбросаны по просторам самой большой в мире страны.

 

Величественные деревянные церкви России не смогли уничтожить ни коммунизм, ни коллективизация, ни черви, ни гниль, ни вандалы, однако их может погубить банальное пренебрежение. Этих строений, которыми славится русская архитектура, осталось всего несколько сотен. Они разбросаны по просторам самой большой в мире страны. Чуть больше десятилетия назад британский архитектурный фотограф Ричард Дэвис (Richard Davies) взял на себя миссию запечатлевать эти хрупкие и поэтичные здания. Результатом его работы стал полный суровой и запоминающейся красоты альбом «Деревянные церкви: путешествие по Русскому Северу» («Wooden Churches: Traveling in the Russian North»). По словам г-на Дэвиса, они с писательницей Матильдой Мортон (Matilda Moreton) преодолели тысячи миль, выискивая сохранившиеся церкви с луковичными куполами, построенные после того, как князь Владимир принял в 988 год христианство.

 

Гай Требэй: Почему именно российские церкви?

Ричард Дэвис: Когда я был ребенком, моя мама купила запись скрипичного концерта Мендельсона в исполнении Яши Хейфеца. На обратной стороне был концерт Прокофьева. Я «балдел» от Прокофьева, а не от Rolling Stones, как мои друзья.

 

- Однако свой проект вы начали только десятилетия спустя.

- Однажды на ярмарке открыток я наткнулся на открытки с этими храмами и заинтересовался, целы ли хоть какие-нибудь из них. Я решил посетить те края, где они находились, и мои друзья в Санкт-Петербурге нашли мне помощника – профессора физики атмосферы Александра Попова, который мог меня туда отвезти.

 

- Как вы искали церкви без реестров и путеводителей?

- Этот регион – лишь малая часть России, но он все равно огромен. Когда мы в первый раз выбрали место, мы добирались до него два дня. Мы путешествовали в итоге примерно неделю и нашли шесть или семь церквей. Мы искали их разными способами и отмечали на карте.

 

- Поездки были трудными?

- В первые годы мы много ездили по грунтовым дорогам. Можно было ехать часами и не заскучать. Кругом простирались леса, такие обширные, каких я никогда раньше не видел. 

 

- Погода должна была представлять проблему.

- Я много снимал в Архангельской области. Если ты нашел церковь, то фотографируешь ее при любой погоде. В какой-то момент я осмелел, и начал ездить зимой, в минус сколько угодно градусов, даже когда казалось, что рискую замерзнуть насмерть. Приходилось следить, чтобы пальцы не примерзали к камере.

 

- Местные удивлялись, видя «Фольксваген» с иностранцами, ищущими ветхие церкви?

- В последние годы люди стараются кое-что восстанавливать. Во время моей первой поездки всем было все равно. Со всем этим явно связано непростое прошлое. Церковь с обложки книги находится в Подпорожье. В первую нашу поездку мы с Алексом спросили одного из местных жителей, есть ли ключ от храма, и он ответил, что нет. В следующем году мы приехали с Матильдой, и опять услышали, что ключа нет. Однако Матильда продолжала уговаривать собеседника, пока он неожиданно не встал со стула и не достал, порывшись в кухонном шкафу, коробку с ключом.

 

- Когда вы говорите о сложной истории, что вы имеете в виду – Сталина, нацистов, распад Советского Союза?

- Все вместе. При некоторых режимах некоторые церкви восстанавливались. Некоторые переносились. На храмах до сих пор висят таблички о том, то они охраняются государством, хотя никакое государство их явно не охраняет. Все, что сохранилось, сохранилось благодаря местным жителям. А так зачастую даже из икон делали кормушки для лошадей или доски для полов, а то и просто их сжигали. 

 

- Почему для этих церквей так губительно пренебрежение?

- Это же бревенчатая архитектура. Такие строения гниют, когда внутрь попадает вода. Один из способов реставрации – разбирать их и заменять испорченное дерево новым. Мне однажды прислали снимок храма, который так разобрали, и бревна остались лежать и гнить. Деньги на восстановление куда-то пропали.

 

- Обречены ли деревянные церкви с финансовой точки зрения?

- Одной из задач проекта было, пока не поздно, осведомить людей об этой проблеме. Возможно, вмешаются олигархи или государства. Хочу заметить, что за сумму, которую платят, скажем, за центрфорварда «Челси», скорее всего, можно было отреставрировать все церкви из нашей книги.