Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
«Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти,» - писал в своем философском эссе «Опыт о человеке» британский поэт Александр Поуп. Точно так же надежда израильтян на мир с палестинцами не покидает наш народ, пробуждаясь вновь и вновь, несмотря на все прежние разочарования. Когда Ясер Арафат якобы согласился отказаться от террора в ходе женевской пресс-конференции в 1988 году, мы очень хотели этому верить. Мы подписали Норвежские соглашения в 1993-м, привезли главу ООП и его людей из Туниса в Газу и Рамаллу, и тогда выяснилось, что Арафат не собирался прекращать террористическую деятельность.
В мае 2000 года мы приняли решение вывести в одностороннем порядке войска из зоны безопасности в Южном Ливане, бросив на произвол судьбы своих союзников, военнослужащих южноливанской армии ЦАДАЛ. Мы надеялись, что после выхода из Южного Ливана Хизбалла прекратит террор против израильских граждан и превратится в еще одну ливанскую политическую партию. И тогда наступит мир на северной границе страны.
Читайте также: Палестинцы ведут войну на уничтожение Израиля
Это была бесплодная надежда. Хизбалла не только не прекратила террористические атаки, но и объявила выход ЦАХАЛа из зоны безопасности своей победой над Израилем. Палестинцы восприняли этот шаг как признак слабости израильтян. Это, в конечном итоге, привело ко Второй интифаде, короткое время спустя после того, как в Кэмп-Дэвиде Эхуд Барак дал согласие Арафату на очень значительные уступки, гораздо большие, чем обещали ему все предыдущие израильские правительства. Щедрое предложение Барака было отвергнуто, Израиль накрыла волна беспрецедентного террора. Террористы-самоубийцы взрывались на улицах городов. Около тысячи израильтян погибли. Лишь военные операции ЦАХАЛа на Западном берегу положили конец этой бойне.
Затем 8000 тысяч израильтян были изгнаны из своих домов в поселениях Гуш-Катифа в секторе Газа. Правительство надеялось, что это ускорит процесс мирного урегулирования. Вместо этого сектор Газа захватил ХАМАС и начал обстреливать ракетами южные израильские города. Это не остановило премьер-министра Эхуда Ольмерта, который продолжил вести переговоры с Абу-Мазеном и предложил ему все, что Барак предлагал Арафату и даже больше. Ольмерт согласился на «частичное» возвращение палестинских беженцев. Но и это предложение было отвергнуто.
Иными словами, сплошные разочарования. Английская поговорка гласит: «Если ты обманул меня один раз, тебе должно быть стыдно. Если ты обманул меня дважды, стыдно должно быть мне». Израиль был обманут не один раз, не два раза, а, как минимум, пять раз. Стоит задуматься: может быть, столь страстное стремление израильтян к миру и есть причина того, что палестинцам удается дурачить нас раз за разом?
Также по теме: Закария - Что надо сделать палестинцам
Нет сомнений – имеются и другие причины. Например, присущее многим из нас ощущение, что у Израиля просто нет иного выхода, кроме как уступить давлению «международного сообщества», какую бы цену ни пришлось заплатить за эту уступку. Того самого «международного сообщества», которое якобы обязательно положит конец конфликту - раз и навсегда. Это ощущение лишь усилилось в связи с антиизраильскими нападками со стороны западноевропейских государств. Многие израильтяне надеются, что у них есть шанс превратиться в «уважаемого члена международного сообщества» и готовы заплатить за эту любую цену. Некоторые надеются положить конец «оккупации» и избавиться от палестинцев, живущих в Иудее и Самарии. Возможно, жизнь палестинцев на Западном берегу станет намного хуже после израильского отступления, но кого это волнует – это их проблема. Израильтяне, которые живут в страхе перед «демографической угрозой», готовы на все – только бы избежать грозящей, как им кажется, «опасности».
И вот мы имеем сейчас дело с Абу-Мазеном, раскаявшимся террористом, который обещает создать палестинское государство мирным путем. Разве это не та самая, долгожданная, возможность, которую мы (и весь остальной мир) ждали столько лет? Абу-Мазен отверг предложение Ольмерта, но, может быть, сейчас мы сумеем, наконец, ублажить председателя автономии? Есть только одна проблема: он не способен выполнить два основополагающих условия, которые выдвинет Израиль в ходе подписания любого договора, требующего территориальные уступки. Первое: договор должен положить конец конфликту, после его подписания у сторон не может быть более никаких территориальных претензий друг к другу. Второе: территории, которые будут переданы палестинцам, не должны превращаться в плацдарм террористической деятельности против израильских граждан. Абу-Мазен не в состоянии выполнить эти условия. Ему это прекрасно известно.