В результате политических выборов этого года движение Грилло вышло на первое место, левоцентристы получили большинство в Палате депутатов, Сенат неуправляем. Это практически полная и окончательная картина, потому что почти все голоса подсчитаны. Ситуация тупиковая, так как в Сенате ни одна партия не добилась устойчивого большинства. В ближайшие недели предстоит трудная задача формирования стабильного правительства.
В Сенате коалиция Демократической партии и партии «Левые— экология— свобода» получила 31,6%; коалиция Народ свободы — Лига Севера добилась поддержки 30,7% избирателей; Движение 5 звезд — 23,8%; партия Монти — 9,1%. Цифры свидетельствуют о неуправляемой ситуации. Правоцентристы выиграли выборы во многих регионах и обошли коалицию Демократической партии и партии «Левые— экология— свобода». Партии «Народ свободы» и «Лига Севера» должны получить 117 депутатских кресел в Сенате, 120 мест должны отойти к прогрессистам. Им мало поможет поддержка 18 депутатов от партии Монти, так как абсолютного большинства все равно достигнуть не удастся. Неизвестно, как поведут себя 54 депутата из Движения 5 звезд Беппе Грилло.
В Палате депутатов левоцентристы получают относительное большинство за счет перевеса в 124 тысячи голосов, они добились поддержки 29,5% избирателей против 29,1% - у правоцентристов и 25,5% -у Движения 5 звезд. Движение Беппе Грилло вышло на первое место (Демократическая партия получила 25,4% голосов). Коалиция Монти «Гражданский выбор» получила 10,6% голосов избирателей. Если в первый момент после выборов Демократическая партия надеялась на победу, то потом Стефано Фассина стал говорить «о неизбежных перевыборах». Поздно вечером коалиция большинства (Демократическая партия и партия «Левые— экология— свобода») заявила о том, что она готова взять на себя бремя формирования правительства. Вендола заявил: «Я поговорил с Берсани, настал наш черед вывести Италию из тупика». Потом высказался и Берсани: «Правоцентристская коалиция выиграла выборы в Палату депутатов, а по числу голосов также и в Сенат. Всем ясно, что в стране сложилась деликатнейшая ситуация. Мы берем на себя ответственность действовать в интересах Италии».
Правоцентристская коалиция добилась неплохого результата в Сенате, получив примерно такое же количество мест, что и левоцентристская коалиция. Обе коалиции далеки от большинства в Сенате. Небывалого успеха добилось движение Беппе Грилло, завоевавшее первое место (ему было отдано на 0,1% больше голосов, чем Демократической партии). Партия Марио Монти получила небольшую поддержку. Вероятен выход из парламента партий «Будущее и свобода для Италии» и «Союз христианских демократов и центра».
Результаты выборов таковы, что в парламенте сложилась трудно управляемая ситуация, особенно - в Сенате, где левоцентристкая коалиция завоевала всего 120 мест, а чтобы иметь большинство, необходимо получить 158 депутатских кресел.
Итак, избирательный закон «Porcellum» сослужил плохую службу и способствовал возникновению трудной ситуации, которая грозит завести страну в тупик. Трудно себе представить формирование большой коалиции: достижение соглашения между Берлускони и Монти или диалог Демократической партии с Грилло или союз Движения 5 звезд с Кавалером. Более реалистично то, что итальянцам придется организовывать новые выборы.Перед парламентом стоит задача выбора нового главы государства, однако рынки не ждут. По мере подсчета результатов голосования котировки на биржах испытывали сильные колебания, а спред сначала увеличился с 260 до 287 пунктов, до так называемого «порога Монти», а потом до 293 пунктов. Эта сложная ситуация питает идею перевыборов только в Сенат.
Между тем Европа озабоченно следит за ситуацией, что понятно из заголовков в иностранных газетах, которые отражают тревогу за страну, оказавшуюся на пороге нестабильности. В Великобритании ВВС пишет об Италии после голосования, о парламенте, разделенном «между правыми и левыми, что вызывает тревогу в еврозоне». В Financial Times статья озаглавлена «Рынки напуганы итальянской нестабильностью». В The Guardian бывший директор Economist Билл Эммотт пишет о «катастрофе Монти, о провале коммуникации».
Во Франции в Figaro статья озаглавлена «Возвращение Берлускони заставляет рынки страдать». Le Nouvel Observateur пишет об «Италии, захваченной волной популизма». Liberation комментирует результаты выборов: «После отказа от класса политиков, отказ от Европы».
Вторят им и заголовки в германских газет. Suddeutsche Zeitung заявляет: «Правят популизм, крики и ложь. Die Welt пишет об экономико-финансовых последствиях: «Выборы в Италии будоражат рынки». Frankfurter Allgemeinze Zeitung бьет тревогу: «Половина итальянцев проголосовала за партии с агрессивным антиевропейским направлением». Der Spiegel обращает внимание на протест: «Побеждает ярость Грилло». Bild жестко утверждает, что «страна неуправляема, ей грозит политический паралич, тупиковая ситуация, ужасное будущее».
Испанская газета El Mundo пишет: «Паритет правых и левых сил, антиполитика как третья сила».
«Очевидно, что страна стоит перед серьезной проблемой, - утверждает также Фассина. - Если картина окончательна, то возникнет много проблем. Возможно возвращение к избирательным урнам из-за неуправляемости». Кандидат на пост премьер-министра Пьер Луиджи Берсани следит за подсчетом голосов с руководящей партийной верхушкой. Генеральный штаб Демократической партии погружен в атмосферу недоумения и недоверия. От имени партии говорит вице-секретарь Энрико Летта: «Результаты выборов в Сенат свидетельствуют о неуправляемости». Однако, он отвергает идею немедленного возвращения к избирательным урнам и говорит о попытке формирования правительства Демократической партией, завоевавшей большинство в Палате депутатов. Берсани может отложить до завтрашнего дня анализ на пресс-конференции в Доме архитектора.
Число голосовавших уменьшилось. Министерство внутренних дел обнародовало окончательные данные о числе проголосовавших. За депутатов Сената проголосовало 75,2% итальянцев, за депутатов нижней палаты — 75,17%. Число проголосавших уменьшиось на 5% по сравнению с предыдущими политическими выборами: за депутатов Сената в 2008 году проголосовало 80,69%, за депутатов нижней палаты — 80,5%.