Армянский парламентарий Ваан Ованнесян утверждает, что в советское время большевики поступили с Арменией так же, как со странами Балтии. По словам вице-президента парламентской ассамблеи Восточного партнерства Евронест, Армения и Азербайджан не стоят на одном месте и в данный момент ситуация хуже, чем это было во время договоренности между сторонами о прекращении огня в 1994 году.
«После середины двухтысячных ситуация стала резко ухудшаться», - сказал он.
«Дело в том, что конфликт часто пытаются представить как столкновение двух якобы взаимонеприемлемых, непримиримых принципов международного права – права наций на самоопределение, на котором настаивает армянская сторона (т.е Нагорно-карабахская республика) и право на территориальную целостность и принципы неприкосновенности границ, на которых настаивает Азербайджанская республика. Но пытаться столкнуть эти два принципа – это правовая безграмотность», - говорит он.
В.Ованнесян утверждает, что ни в одном праве отдельно взятой одной страны (в том числе и международном) не существует более или менее важных законов. По его словам, проблема в том, что разные законы регулируют разные сферы международных отношений.
«Территориальная целостность – свята, и защищать во взаимоотношениях двух суверенных государств этот принцип важно. Ни одно государство не имеет права оккупировать другое государство или его часть. Но есть ситуации, когда в конфликт вступают не суверенные государства, а находящийся в государстве какой-то этнический компонент, национальность. В таких случаях принцип самоопределения является превалирующим. В случае с Нагорным Карабахом этот принцип и был применен. И все документы, принимаемые посредниками Минской группы, это учитывают», - говорит армянский политик.
Как утверждает В.Ованнесян, у Армении нет территориальных претензий к Азербайджану, «поэтому представлять это как армяно-азербайджанский конфликт - хитрый перенос сути конфликта в другую плоскость».
«Весь процесс урегулирования конфликта натолкнулся на противоположные подходы. Азербайджан хочет иметь дело и урегулировать исключительно последствия действий, которые он же и развязал. И это легко, поскольку легко ввести в заблуждение различные структуры, но его (конфликта) последствия более видимы – это беженцы, могилы погибших, гонка вооружений», - уверяет армянский политик и отмечает, что армянская сторона настаивает на ликвидации причин конфликта, а азербайджанская сторона – на ликвидации последствий.
В Армении прошли выборы президента. Можно ли надеяться на изменение ситуации, учитывая то, что президент Саргсян был на момент конфликта министром обороны Армении?
«Я не вижу большой разницы в подходах. В Армении нет, или очень мало людей, которые готовы уступить нажиму Азербайджана. В Азербайджане не понимают, что Карабах в его составе — это исключительно советская реальность, Азербайджана как государства до этого не существовало, а в советское время Карабах был включен в состав Азербайджана, чтобы наказать непокорную Армению», - подчеркнул политик, также отметив, что первой не подчинившейся большевикам республикой была именно Армения.
«С Арменией они поступили так же, как в 1939-м году со странами Балтии, когда два тирана заключили пакт Молотова-Риббентропа», - говорит политик.
«В 1939 году два тирана заключают пакт, по которому разделена Восточная Европа. Но за 18 лет до этого был заключен точно такой же пакт между Лениным и Ататюрком, которые разделили мою страну, Армению (…) И Нагорный Карабах выстоял, и этого нам простить не могут. А параллели со странами Балтии совершенно четкие», - подчеркивает В.Оганнесян.
Что общего у истории Литвы и Армении? На это вопрос армянский политик ответил, что «параллели совершенно наглядные».
«Параллели очень видные, поскольку движение (в СССР) начиналось в обеих странах раньше, чем в других республиках, это был 1988 год. В конечном итоге и в Армении, и в Литве пришли к выводу, что национальное освобождение является первостепенным и без нее остальные пункты повестки – трудноразрешимы».
Политик отметил, что в практике большевиков было следующее: нарезать границы так, «чтобы ни одна этническая общность не могла попрощаться с СССР и уйти в независимость, не наступив на ногу соседу».
Как отметил министр иностранных дел непризнанной республики Нагорного Карабаха Карен Мирзоян события 25-летней давности начались «мирно, с подписания петиций».
«Было заседание областного совета, на котором его члены выступили с воззванием к тогдашней Азербайджанской республики, Армении передать Нагорно-карабахскую республику в состав советской Армении. К сожалению, эти мирные требования вызвали неадекватную реакцию со стороны властей советского Азербайджана», - считает глава МИД непризнанной республики.
По его словам, по прошествии 25-ти лет, «Нагорно-карабахская республика – это состоявшееся государство».