В Китае открылся съезд всекитайского собрания народных представителей, который исполняет функции парламента страны. На съезде произойдет избрание преемников уходящих с постов председателя КНР Ху Цзиньтао и премьера госсовета КНР Вэнь Цзябао, на место которых будут назначены Си Цзиньпин и Ли Кэцян.
Какие цели поставит перед собой новая власть «Си – Ли», которая будет направлять Китай в ближайшие два срока и десять лет? За ответом можно обратиться к докладу о деятельности правительства, зачитанному премьером Вэнь Цзябао в первый день съезда.
Доклад устанавливает целевой показатель экономического роста на текущий год в 7,5%. Эпоха наибольших темпов роста в Китае - уже в прошлом. Сказывается влияние международного экономического спада, но и сам Китай уже прошел пик своего роста. Из-за продолжающегося старения общества произошло сокращение прироста новой рабочей силы, что в свою очередь ведет к удорожанию стоимости труда на «мировой фабрике» и снижению конкурентоспособности.
Читайте также: Добро пожаловать в гости к новым китайским миллиардерам
Когда заканчивается эра высоких темпов роста, начинают в одночасье выявляться разросшиеся проблемы социальных противоречий, которые раньше никто не замечал в ослеплении скоростью развития. В огромной стране существует колоссальная разница между богатыми и бедными, глубоко загрязнены воздух, вода и почва, недостаточны системы здравоохранения и образования… и все это не ограничивается материальными проблемами. Нарастает недовольство стоящей у власти Коммунистической партией, которая упорно игнорирует права человека, установленные Конституцией КНР.
Уже во времена правительства Ху – Вэн каждый год на съезде народных представителей объявлялось о первоочередной важности условий жизни населения, повторялось о необходимости переориентирования на сокращение неравенства между богатыми и бедными. При этом высокие темпы роста определялись крупными государственными предприятиями, главным образом в области добычи энергоресурсов и военной промышленности, результаты роста переходили в монополию «группы особых интересов», объединяющей бизнес-элиту и верхушку КПК.
При смене такого положения вещей не обойтись без удаления этого корыстного слоя, поэтому все попытки борьбы и в самой партии, и за ее пределами заканчивались неудачами.
Си Цзиньпин никогда не относился к стороне, приветствующей изменения, но после назначения на пост генерального секретаря КПК в ноябре прошлого года он поехал в Кантон и, возложив цвету у памятника Дэну Сяопину, обозначил свою позицию по поддержке реформ.
Также по теме: Китайские города на грани катастрофы
В январе политбюро партии объявило о «пути мирного развития», сделав упор на стратегическую необходимость мирной международной обстановки для Китая, который еще находится в стадии развития. Обозначен возврат к разнонаправленной внешней политике времен Дэна Сяопина, который пришел к стабильности в отношениях с США и Японией. Неужели это означает конец военной экспансии Китая, вызывающей трения с соседними странами?
В доклад о деятельности правительства вошли предложения о внутренних реформах по сокращению разрыва в распределении доходов, а также меры по защите окружающей среды. Но, с другой стороны, было уделено внимание и военной составляющей: «защищать морские интересы», «сильная армия для защиты национального суверенитета». Не иначе как армейские начальники сильно воспротивились так рано вступать на «путь мирного развития».
Выбор правительства «Си – Ли» двигаться к «реформам открытости» - правильный. Другого выбора у Китая, который вошел в период стабильного развития, нет. Однако, есть ли у системы «Си – Ли» силы для осуществления реформы и противостояния оппозиционным силам в партии и вне её? Пожалуй, еще рано рассматривать Китай как стабильную страну.