В истории человечества происходило множество социально-политических потрясений локального и глобального масштаба, - таких, как свержения режимов и перевороты, массовые городские и крестьянские бунты, буржуазно-демократические и пролетарские революции. В той или иной степени они оказали существенное влияние на развитие различных стран, регионов и даже континентов.
Геополитические процессы конца XX – начала XXI веков породили новые типы таких потрясений, называемых «цветными революциями» (эпитет «бархатные» бесцельно усложняет данное понятие), а, точнее говоря, «народных движений», искусно управляемых заинтересованными ведущими странами и финансируемых различными западными фондами и организациями. Эти организации и фонды провоцируют падение, пусть и законных режимов, но не являющихся полностью демократическими (в понимании Запада). Данные режимы прежде всего стремятся сохранить собственные национальные интересы, свою историческую и культурную самобытность и проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. Однако они незамедлительно и поспешно наказываются публичной расправой (наглядный тому пример – роль западных государств в свержении и жестоком убийстве Каддафи в Ливии).
Читайте также: Египет - революция и общественная борьба
Предпосылки возникновения внутриполитической дестабилизации носят системный характер: взаимосвязанные и скрытые кризисные ситуации в социально-экономических и межнациональных отношениях, падение систем жизнеобеспечения, безопасности и культуры. Все эти элементы в обязательном порядке приводят к стагнации внутриполитической жизни, радикализации общественного сознания, ослаблению государственных структур. В целом же фитилем для социально-политического взрыва служат предвыборные кампании, которые сопровождаются акциями всеобщего неодобрения и неприятия со стороны различных оппозиционных политических структур правительства и электората. И это было эффективно использовано при организации и проведении постмодернистских революций в Сербии («бульдозерная» революция 2000 года), Грузии («революция роз» 2003 года), на Украине («оранжевая революция» 2004 года), Киргизии («революция тюльпанов» 2005 года), а также в некоторых арабских странах, таких, как Тунис, Ливия, Египет. К тому же, они подготавливают надежную основу коренных изменений в раскладе геополитических сил в странах арабского Востока в последние годы. Эти изменения находят выражение в активизации здесь региональных (Израиль, Турция, Саудовская Аравия, Иран) и не относящихся к региону государств. Особенно ярко это явление можно наблюдать на примере последних событий в Сирии.
Что касается сценария и механизма такого рода революций, их основы идентичны. Здесь можно привести такие примеры, как эффективное использование непопулярных шагов правительства, возможностей интернета для обвинения в фальсификации выборов и воспламенении массовых демонстраций (как известно, в любом обществе существуют слои, которые недовольны правительством), провокации по отношению к силам безопасности и при наличии жертв со стороны демонстрантов - призывы о мести. Все это сопровождается «демократическим спектаклем» новоявленных политических деятелей. При этом пришедшие к власти новые политические силы, как правило, не только далеки от демократических ценностей Запада, но иногда относятся к ярким представителям «восточных деспотий» (Ливия, Египет).
Также по теме: Арабские революции и Европейский Союз
Основной тенденцией в политической жизни государств «победоносных демократий» стало усиление влияния исламских партий, которые пришли к власти путем демократических процедур. События последних лет показывают, что в странах, перенесших территориальные потери в результате «цветных революций» (Сербия, Грузия), наблюдается устойчивая внутриполитическая нестабильность и экономический коллапс, массовое обнищание населения, создание местными олигархами диктатур, зависимость от крупных государств, управляющих этими странами.
В целом «цветные революции» в ряде бывших советских республик и арабском мире создали качественно новые геополитические реалии, влекущие за собой долгосрочные последствия как для этих, так и многих других государств. «Арабская весна» теперь стала распространяться и на соседние арабские государства, которые весьма далеки от образцов демократии. Дальнейшая радикализация режимов в странах, охваченных «арабской весной», даст Западу карт-бланш для окончательного решения вопроса о геополитической и геоэкономической гегемонии на Большом Ближнем Востоке - благодаря очередным «цветным революциям» и присутствию во власти «своих людей».