Каковы ключевые вопросы, требующие безотлагательного решения в Турции? В течение многих лет, не уставая, и, надеюсь, не утомляя наших читателей, я пишу об этом. С вашего позволения повторю свои мысли снова.
Во-первых, это турецкий язык. К сожалению, практически вся Турция - за редким исключением - утратила письменный, литературный турецкий язык. Хотя турецкие земли от Карса до Эдирне, от Синопа до Искендеруна заполняются небоскребами, гигантскими торговыми центрами, автотрассами, аэропортами, плотинами и портами, если мы не сможем справиться с проблемой турецкого языка, мы обречены на вырождение и распад. Тот факт, что наш народ не в состоянии прочитать книги, написанные и изданные в стране до 1928 года, нужно расценивать как позор. Что в этой связи необходимо предпринять? В первую очередь, изменений требует не являющаяся национальной, отчуждающая нас образовательная система (или бессистемность), на месте которой следует создать такую систему, которая бы соответствовала нашей национальной идентичности и национальной культуре. К тому же необходимо вернуться к богатому и красивому турецкому языку 1920-х годов.
Во-вторых, необходимо решение вопроса семьи. Основа турецкого общества – не индивид, а семья. Правовая система сегодняшнего дня, особенно гражданское законодательство, разрушает турецкую семью, и в этом случае нас неизбежно ждет разложение и коллапс. Причем, в данном вопросе мы должны обратиться к давней традиционной культуре, и если у нее есть пагубные или противоречащие исламу и правам человека стороны, то их необходимо устранить или изменить.
В-третьих, социальную структуру нашего общества подрывает действующее уголовное законодательство, в рамках которого в отношении совершенного преступления зачастую отсутствует адекватное наказание, и это, вместо противостояния преступности, напротив, приводит к опосредованному подстрекательству совершения преступных деяний. В случае с предумышленным убийством необходимо введение смертной казни.
В-четвертых, требуется обеспечение социального мира и согласия. Турция унаследовала от Османской империи более 70 этнических субидентичностей. Турки, курды, боснийцы, грузины, черкесы, албанцы, помаки… В Турции представлен суннизм и алавизм… В нашей стране проживают, по крайней мере, по одному миллиону криптоиудеев и криптохристиан. Вследствие ряда исторических событий и давления, в Турции возникли как религиозные, так и светские группы. Доминирующее меньшинство, следуя принципу divide et imperia, разделило мусульман-суннитов Турции на тысячи крупных и небольших исламских сект, разрушив единство суннитской уммы, и на ее месте основало систему «исламистского протестантства». Необходимо создание исламской шуры, в состав которой войдут истинные представители интеллигенции, мыслители, философы (сколько таких наберется?), осуществляющие поиск средств, решений, мер, проектов, которые обеспечат и поддержат социальный мир и согласие.
Другой важный вопрос связан с положением женщин, составляющих половину 75-миллионного населения Турции. Предпринимаются не иначе, как дьявольские действия, которые призваны погубить турецких женщин. Для 90% мужского населения Турции беспрепятственно прокладывается дорога вверх, однако, если в этой связи не внести соответствующие коррективы, то привести в порядок Турцию и выдержать кризис будет невозможно. Шура, о которой речь шла выше, должна заниматься поисками способов решения и этого вопроса.
С 1924 года по настоящее время в нашей стране происходили скверные исторические, культурные, социальные переломы и дисфункции, преодоление которых, наряду с поворотом к линии продолжения нашего исторического пути, является единственным условием дальнейшего развития. В противном случае Турция обречена на потопление в неоправданной роскоши, привнесенной Западом.
Религия, вера, право на жизнь в соответствии с верой, составляющие ключевой пункт универсальных прав человека, ограничены в Турции (несмотря на события в последнее время). Во главе мусульман-суннитов, составляющих большинство населения страны, отсутствует какой-либо явный духовный лидер, еще с тех пор, как умма была разбита вдребезги. По-прежнему закрыты исламские медресе, которые призваны просветить, предупредить, наставить наш народ, запрещена деятельность суфийских тарикатов. Наблюдается зловещее разложение, прежде всего связанное с политикой. Невозможно обеспечение религиозной свободы при наличии школ имам-хатиб, находящихся под контролем официального кемалистского образования, а также имамов, большинство из которых превратились в «служащих для проведения молитвы». Просвещенные и образованные представители суннитской общины должны обсуждать эти вопросы и искать наилучшие средства для их решения. В мусульманской стране – Турции – все еще продолжается тирания с хиджабами, и исламистская власть не может этому препятствовать. Это не то, что должно быть!
Если даже при решении всех проблем и благоприятном исходе всех кризисов не удастся совладать с вопросом СМИ, опять же едва ли можно будет говорить о достижении мира и гармонии в обществе. В демократических странах масс-медиа – четвертая власть, а в нашем государстве – первая. Турецкий народ стал пленен скверным телевидением и пребывает в зависимости от него. Плохие СМИ – еще большая проблема, чем наркотик: они превратили десятки миллионов людей в роботов и зомби. Большинство наших мусульман – финансово состоятельные лица, обладающие значительными возможностями и необходимой свободой, однако создание СМИ, которые бы служили национальной культуре и идентичности, представляется пока затруднительным. Если мусульмане будут едины, то возможно возникновение влиятельной ежедневной газеты, объем продаж которой составит в этой стране порядка двух миллионов экземпляров, еженедельного журнала, продаваемого пятисоттысячными тиражами, регулярного канала, собирающего у экранов телевизоров миллионы зрителей. Однако возникновение подобных институтов практически немыслимо в условиях беспорядка, разобщенности, фракционности, коммунитаризма, экспериментаторства, хаоса и анархии.
Еще один важный для Турции вопрос касается Стамбула, который является подлинным стольным градом нашей страны. Стамбул, идеальное количество населения которого должно составлять не более 5 миллионов, был превращен в невероятного гиганта, населенного 25 миллионами. Пока я пишу эти строки, в городе продолжается активное строительство десятков тысяч различных строений. Стамбул не справится с таким количеством населения… Да и Турция не осилит бремя этого гиганта. Вопрос о Стамбуле также находится в числе жизненно важных, требующих обязательного обсуждения. Высказываются предложения о необходимости увеличения численности населения города до 40 миллионов. Это мог бы быть гигантский город, например, в полуторамиллиардном Китае, однако в Турции с 75 миллионами жителей такого города быть не может, и гигантский Стамбул нарушит баланс страны. Вызывает разочарование отсутствие плодотворных дискуссий по этому вопросу.
Источником серьезных опасений является потенциальная угроза отравления населения. Имеются данные, что в основном продукте – хлебе - содержится порядка двенадцати видов химикатов, красителей и прочего. В пищевых продуктах, напитках, фруктах и овощах – свыше 300 видов химикатов. Это геноцид. Со стороны государств и муниципалитетов отсутствует необходимый - жесткий, всеобщий, регулярный и эффективный- контроль и анализ (как это делается в цивилизованных и передовых странах). Проблемы со здоровьем стали привычным делом для более половины населения Турции. Основанные на базе иностранного капитала фармацевтические предприятия не ориентированы на производство лекарственных препаратов первой необходимости, требуемых для десятков миллионов больных. Сектор здравоохранения разрастается, при этом данная система приобретает ужасающее состояние, превращая пациентов в клиентов, и, в частности, не воздерживается даже от назначения необязательных операций.
Я реалистичен и не отрекусь ни от одного из вышеперечисленных десяти пунктов. Они требуют обсуждения просвещенными, знающими, мыслящими людьми нашей страны. Если они останутся без внимания крупных журналистов, идеологов, писателей, религиозных и суфийских экспертов, то все это так и не перейдет от слов к делу.
Вместе с тем, некоторые обвиняют меня в пессимизме и приводят следующие примеры: введен скорый поезд, следующий из Анкары в Конью в течение 1,5 часов; в Буркина-Фасо открыт турецкий религиозный колледж; в окрестностях Антальи процветают семизвездочные отели, и обеспеченные туристы при совершении умры в роскоши и великолепии останавливаются в Zamzam Tower. Подобные возражения в чрезвычайной степени безосновательны и беспочвенны. Все вышеперечисленные вопросы должны быть приняты во внимание.
В 1912 году корабль «Титаник» был чудом цивилизации, исходя из технических критериев эпохи. Он вызывал всеобщее восхищение и был своего рода предзнаменованием. Один из обывателей сказал о нем: «Даже Аллах не сможет потопить этот корабль». И что произошло? В первый же свой рейс судно потерпело крушение.