Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Размышления о долгом пути истории не могут принести утешение 30-летней сотруднице, которой не удается занять подобающее место на своем предприятии. Тем не менее, мир не может измениться мгновенно. Мужчины стоят у власти почти 40 000 лет, а женщины заявили о себе от силы полвека назад. Нет сомнений, что им еще нужно проделать большой путь.

На этой неделе издательство Autrement выпустит во Франции наделавшую шума в США книгу Ханны Розин, в которой эта сотрудница Slate.com рассматривает развитие нашего общества во все более благоприятном ключе для женщин (и все менее выгодном для мужчин). Несмотря на громкое название «Закат мужчин» (The End of Men), книга всего лишь рассказывает о том, как в современном западном обществе мужчины постепенно теряют свое традиционное положение, а женщины наоборот все громче заявляют о себе. Эта революция в частности связана с бурным развитием сферы услуг, однако не стоит думать, что женщинам так уж замечательно живется на предприятиях, что они получают те же зарплаты, что и их коллеги-мужчины, и успешно совмещают семью и карьеру. Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков.

Женщины из Кремниевой долины тоже не застрахованы от сексизма. Если зайти в офисы Facebook и Google, нужно быть просто слепым, чтобы не заметить, что подавляющее большинство программистов - мужчины. Тем не менее, для них сексизм примерно то же самое, что и дождь для жительниц Лондона: неизбежная и неприятная действительность, к которой просто нужно привыкнуть.

Они прекрасно осознают царящий в их окружении сексизм, но пытаются не обращать на него внимания и работать так, словно ничего не происходит. Они не идеалистки, а просто прагматики. Они стремятся решать проблемы по одной, словно вылавливая «баги» в программном коде.

Даже самые явные проявления сексизма, по их мнению, недостойны внимания. Эмили Уайт (Emily White) вспоминает, что на предыдущей работе ее начальник как-то сказал: «Думаю, тебе нужно уволиться, чтобы выйти замуж». Однако ее это совершенно не возмутило: «это был старый ретроград», динозавр предпенсионного возраста, реликт тех времен, что описываются в сериале «Безумцы» (Mad Men). Такое поведение сейчас встречается лишь в ретро-фильмах или музеях. Она сама же в свою очередь воплощает будущее.

В директорских креслах по-прежнему нет женщин

Феминистки возмущаются тем, что руководящие посты в крупнейших американских предприятиях до сих пор занимают только мужчины. «Мне надоело слышать, что мы прошли большой путь. Что у нас сейчас есть куда больше, чем раньше. На самом деле, женщин до сих пор не допускают к руководящим постам», - недовольна преподаватель Гарварда Барбара Келлерман (Barbara Kellerman). В подтверждение своих слов она приводит известные цифры: на женщин приходится лишь 3% директоров крупнейших предприятий, 17% членов Конгресса и 2% глав государств.

Как бы то ни было, можно привести и другую статистику, которая относится к подавляющему большинству женщин. В том, что касается руководящих постов более низкого уровня, доля женщин с каждым годом неуклонно растет. Количество женщин, чей годовой оклад превышает 100 000 долларов, увеличивается гораздо быстрее, чем аналогичный показатель среди мужчин. […]

Пережитки прошлого

Кроме того, помимо статистики большую роль играет здесь и перспектива. Текущую ситуацию можно рассматривать как доказательство того, что высшие посты навсегда останутся уделом мужчин, или же увидеть ее в истинном свете, как последний оплот обреченной остаться в прошлом эпохи.

Совершенно очевидно, что мужчины постепенно сдают позиции. В корпоративном мире отсутствие женщин на руководящих постах считается «утечкой мозгов» и «ограничением талантов».

Результаты ряда исследований говорят о том, что уход высшего руководящего персонала влечет за собой снижение оборота. И хотя женщинам все еще очень редко удается занять кресло генерального директора крупных американских компаний, их вклад высоко ценится: в 2009 году их зарплаты были в среднем на 43% выше, чем у коллег-мужчин, а прибавки оказались самыми существенными. […]

Женщины вступают в борьбу


Иерархическая модель всесильного босса сегодня стала пережитком прошлого.

Ее сменила новая, «постгероическая» или «трансформационная» схема, о которой говорил историк Джеймс Макгрегор Бернс (James MacGregor Burns). Сегодня начальник должен «сопровождать» своих подчиненных в работе, использовать собственное обаяние, чтобы мотивировать и вдохновить их. Такая модель открыто не называется женской, однако она вписывается в результаты некоторых исследований о различиях мужчин и женщин.

Так, например, крупная бизнес-школа при Колумбийском университете устраивает семинары на тему внимательного лидерства и социального мышления. Студентов учат понимать смысл мимики и жестов. «Мы открыто не говорим им «развивать свою женскую сторону», но это подразумевается», - отмечает преподаватель Северо-Восточного университета Джейми Лэдж (Jamie Ladge).

Эффективные предприятия дают дорогу женщинам

В 2008 году ученые Мэрилендского университета задались вопросом о последствиях такого «женского» менеджмента. Они проанализировали итоги работы 15 000 крупных американских предприятий в период с 1992 по 2006 год, чтобы установить связь между их оборотом и присутствием женщин среди руководства.

Выяснилось, что лучшие результаты показали предприятия, где женщины занимают ответственные посты, особенно если они следуют «стратегии интенсивных инноваций», которая опирается на «творческий подход и командную работу».

Получается, что женщины вносят большой вклад в повышение оборота предприятий? Или же у самых эффективных компаний попросту имеются средства для найма компетентных женщин? Какой бы ни была здесь причинно-следственная связь, результат все равно неизменен: самые успешные и инновационные предприятия дают дорогу женщинам. […]

Женщины не приходят к власти, потому что им это не идет

Размышления о долгом пути истории не могут принести утешение 30-летней сотруднице, которой не удается занять подобающее место на своем предприятии. Тем не менее, мир не может измениться мгновенно. Мужчины стоят у власти почти 40 000 лет, а женщины заявили о себе от силы полвека назад. Нет сомнений, что им еще нужно проделать большой путь.

В настоящий момент у женщин с большими целями в жизни, которые не могут похвастаться идиллическими условиями Кремниевой долины, возникают определенные проблемы с самоопределением.

Руководящие посты остаются преимущественно уделом мужчин, и немногих прорвавшихся на эти места женщин воспринимают как инопланетянок.

Есть подозрения, что они отказались от некоторых исконно присущих женщинам качеств (мягкость, материнский инстинкт, эмпатия). Вообще, характерные для пола признаки проявляются в любом человеке, будь то мужчина или женщина. Мы ожидаем от женщины одного поведения, а от мужчин - совершенно другого.

Это своего рода порочный круг: женщины не приходят к власти, потому что она им не подходит. Тем не менее, по мере того, как они продвигаются вперед, подобная логика постепенно сходит на нет.

[…]

Почему зарплаты стоят на месте

Некоторые ученые попытались понять, почему зарплаты женщин стоят на месте. Ведь среди них больше дипломированных специалистов, и они составляют большинство в сфере услуг. Почему же тогда их оклады, особенно на руководящих постах, не растут?

Экономист Линда Бэбкок (Linda Babcock) нашла ответ. Для этого она провела опрос среди вышедших на рынок труда выпускников Университета Карнеги-Меллон и спросила у них, сколько они зарабатывают.

Выяснилось, что 57% мужчин изначально обсуждали на собеседовании их будущий оклад, тогда как среди женщин их было всего 7%. В результате зарплаты мужчины были на 7,6% выше, чем у женщин.

Далее Линда Бэбкок произвела такие расчеты: даже если мужчина впоследствии не будет просить прибавки, а зарплаты мужчин и женщин будут регулярно увеличиваться на 3% в год до самого конца их карьеры, полученное в самом начале преимущество в итоге выльется в сумму в 500 000 долларов. То есть к моменту выхода на пенсию речь будет идти о разнице между однокомнатной квартирой в пригороде и роскошным жильем на морском побережье.

[…]

Расплата за просьбу о прибавке


Параллельно с этим научные исследования привели к удивительным заключениям. Выяснилось, что тем женщинам, которые не ограничиваются женскими стереотипами (не боятся попросить прибавку и проявить инициативу, не хотят оставаться в тени), приходится дорого за это расплачиваться.

Их коллеги считают их неприятными и жесткими, они не хотят работать с ними или под их началом, не желают давать им прибавку. Все это - тот самый «нервный тик», который вызывают у окружающих амбициозные женщины. По всей видимости, трудовая сфера все еще не готова принять женскую напористость. […]

Так, может быть, женщинам нужно предлагать коллегам домашнюю выпечку, делать им массаж и стать в офисе лучом солнечного света? Они оказались меж двух огней: как быть достаточно мягкими, чтобы не вызвать у коллег «нервный тик», но в то же время не выглядеть слишком робко, похоронив тем самым надежды на повышение?

На поводу у стереотипов

В 2011 году Ханна Райли Боулз (Hannah Riley Bowles) попыталась найти ответ для этой непростой задачи.

[…]

Она придумала сценарий, по которому молодая динамичная специалистка получает предложение о трудоустройстве и договаривается о будущем окладе. Роль исполняли профессиональные актрисы, которые приводили на собеседовании различные аргументы.

Чтобы добиться желаемого результата, кандидатка должна была удовлетворять двум критериям: в достаточной мере походить на «девочку», чтобы не вызвать враждебной реакции, но в то же время быть напористой, чтобы убедить собеседника.

• «Я заслуживаю максимальную зарплату для моей должности. Кроме того, я рассчитываю на годовую премию»: слишком прямолинейно.

• «Надеюсь, вас не шокирует, что я претендую на эту зарплату…»: слишком робко.

• «Рассматривайте мое умение договариваться как козырь, который может принести пользу компании»: в точку.

Подопытные заявили, что готовы принять на работу эту претендентку и повысить ей зарплату. В чем тут секрет? В том, чтобы пойти на некоторые уступки стереотипам. Девушка была вежливой, но решительной. Что еще важнее, свою роль, по всей видимости, сыграло и ее умение подчеркнуть собственную ценность в том плане, что ее личные интересы совпадают с интересами предприятия. […]

Прагматические результаты

В любом случае, такие аргументы провозглашают прагматичный подход и в некотором роде даже рушат оковы. Когда женщины ведут переговоры, им обычно не удается совладать с эмоциями: робостью, стыдом, гневом, разочарованием.

Но эти чувства вовсе не помогают им продвинуться вперед. Ханна Райли Боулз призывает их использовать иную аргументацию: показать, что их собственные интересы совпадают с интересами компании.

Но получится ли у женщин когда-нибудь овладеть такой тонкой стратегией? Возможно, что их умение приспосабливаться все же позволит им обрести равновесие между женственностью и напористостью, занять руководящие посты, не вызывая недовольство окружающих. […]

Пользуйтесь вашим мужем!

Когда женщины говорят «мой ребенок», это означает, что они ничего так и не поняли. Если равенство полов - это плюс на рабочем месте, то же самое можно сказать и о доме. […]

По результатам исследования Министерства образования США, успеваемость ребенка зависит от того, как часто отец приходит на проводимые в школе мероприятия.

Если отец играет активную роль в жизни ребенка, то ему обычно присущи больший IQ и уверенность в себе. Что касается девочек, в этом случае им менее свойственны опасные авантюры в подростковом возрасте. Таким образом, распределение семейных задач - это не просто вопрос логистики: женщинам нужно преодолеть стереотипы, которые складываются у них задолго до появления детей.

Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) дала повышение одной из сотрудниц, которая отвечает за коммерческие проекты.

Та поделилась с ней своими опасениями насчет того, что может не справиться с поставленной задачей. «Почему?» - спросила ее Шерил. Та, со смущенным видом ответила, что беременна. «Мои поздравления! - сказала Шерил. - Тем более соглашайтесь на эту должность. Так вы захотите поскорее вернуться из декрета!» Железобетонная логика: как иначе найти в себе силы оставить дома любимое дитя? Поэтому ждущая в офисе работа должна мотивировать на такой шаг. […]

Препятствия в наших умах

Женщины преодолевают все препятствия одно за другим. В скором времени они займут 30% самых высокопоставленных постов, и с того момента их присутствие уже не будет выглядеть чем-то второстепенным. Самые серьезные препятствия находятся в наших умах.

Шерил Сэндберг нередко упрекали в ее нетерпимом отношении к женщинам, неспособности принять во внимание условия жизни обычных сотрудниц (размещение акций Facebook на бирже должно принести ей 1,6 миллиарда долларов).

Как мне кажется, эта критика не вполне оправдана. С того момента, как декретные отпуска начнет выдавать Сэндберг, сидящая на ресепшене сотрудница тоже от этого выиграет. Если мы хотим меньше совещания и больше времени вместе с семьей, нам нужны такие женщины как Шерил Сэндберг.

Ее успех служит достижению не только ее собственных интересов: она продвигает вперед дело всех женщин, которые не в силах заставить окружающих прислушаться к их требованиям. Такие женщины как она меняют корпоративную среду согласно своим представлениям.