Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мисс ГУЛАГ

© РИА Новости Виталий АньковУчастницы конкурса красоты «Мисс- весна- 2010» в исправительной колонии
Участницы конкурса красоты «Мисс- весна- 2010» в исправительной колонии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правила конкурса придумал начальник колонии. В лагере 11 блоков, в каждом - бригада, состоящая из 100 заключенных. Бригады выдвигают по одной претендентке, которой они готовят наряды. Жюри состоит из руководства колонии и выбирает одну мисс и двух вице-мисс. И все это, по задумке, должно символизировать победу не одной заключенной, а всего коллектива.

Фрагмент книги Игоря Мечика «14:57 Москва - Чита. Репортажи из России» (14:57 do Czyty. Reportaże z Rosji). Автор отправляется с Ярославского вокзала на восток и пять дней едет на поезде. Героями его репортажей становятся случайные пассажиры, проводница Любовь Петрова, матери моряков с подлодки «Курс», родители погибших в Беслане детей, ветераны Отечественной войны и первая красавица женской исправительной колонии. Книга - писательский дебют Мечика, созданный по следам неоднократных путешествий в Россию с попыткой понять эту страну.

После дефиле в исторических костюмах больше всего баллов получают: заключенная № 22031101 - Чупахина Жанна (четыре года за разбой) в роли княжны Ольги, заключенная № 23022007 Салимова Ольга (шесть лет за торговлю наркотиками) в роли царицы Екатерины II и заключенная № 20051403 Шафрова Олеся (13 лет за убийство) в роли Нефертити.

Наталья Ефременко (№ 96062406, 12 лет за вооруженное нападение) умеет излучать задор не только в роли конферансье, она просто любит выступать со сцены: «Сейчас претендентки выступят с демонстрацией коммерческих моделей нашего швейного цеха, а после этого покажут современные платья, спроектированные и сшитые их бригадами».

Наталья - любимица начальника колонии. Сергей Яковлевич Бугуев - начальник сибирской женской колонии УФ 91/9 не припомнит, чтобы она когда-нибудь его подводила. Конкурс красоты - предмет особой заботы полковника, его авторская идея. Инициатива понравилась московскому руководству. Бугаев рекламирует это мероприятие среди начальников других колоний, как высшую форму современной ресоциализации: «Осужденная участница конкурса может на какой-то момент почувствовать себя красивой, привлекательной женщиной. Те, кто ей помогают, рады интересному занятию, а остальные могут посмотреть на выступление, послушать приятную музыку. Активное участие в жизни коллектива будет принято во внимание при вынесении решения о досрочном освобождении».

Правила конкурса придумал сам Бугуев. В лагере 11 блоков, в каждом - бригада, состоящая из 100 заключенных. Бригады выдвигают по одной претендентке, которой они готовят наряды. Жюри состоит из руководства колонии и выбирает одну мисс и двух вице-мисс. И все это, по задумке Бугуева, должно символизировать победу не одной заключенной, а всего коллектива.

Проблема появилась как обычно в девятой бригаде. Она состоит из заключенных с самыми большими сроками, интерес к концепциям ресоциализации полковника Бугуева здесь еще меньше, чем в одиннадцатой, состоящей из рецидивисток. Комендант девятого блока Татьяна Владимировна, многолетний сотрудник федеральной пенитенциарной службы, была очень разочарована: «Такой стыд! Олеся, которую я выбрала в качестве претендентки на титул мисс, сначала бойкотировала все приготовления к конкурсу».

Заключенные женской исправительной колонии Челябинска.


В прошлом году часть осужденных обиделась на то, что охранницы забрали у них призы. Вышло, действительно, нескладно, но Бугуев не видит в этом вины руководства. Виноват был спонсор: глянцевый женский журнал подготовил для победительниц по флакону духов Chanel №5. А Бугуев говорил ясно: только шампунь. Уголовно-исполнительный кодекс РФ категорически запрещает наличие алкоголя на территории исправительных учреждений. Бугуев огорчен реакцией девятой бригады, которая решила, что охранницы забрали Chanel себе: духи будут лежать на складе до конца сроков, за эти шесть-семь лет они даже не выветрятся.

Правильную позицию Олеся заняла только после угрозы внести в ее дело выговор и наказать 15 днями карцера. Она, разумеется, знала, что закон не предусматривает чего-то такого, как карцер за отказ быть мисс, но Татьяна Владимировна выразилась ясно: «Я, Олеся, что-нибудь на тебя найду».

Она знала, куда бить. Выговор для Олеси особого значения не имел (хотя он был бы уже третьим). Суд, конечно, принимает его во внимание, вынося решение о досрочном освобождении, но на самом деле это касается только взысканий за два последних года. Олеся отсидела уже четыре из своих тринадцати, а ходатайствовать об освобождении она сможет только по прошествии двух третей срока, значит, остается еще четыре (год Олесе скостили в самом начале, по амнистии).

Заключенные женской колонии


Другое дело карцер. В УФ 91/9 это очень неприятное место: сырое, темное, кишащее насекомыми. Там нет доступа к товарам из лагерного магазина, собственным запасами продуктам из холодильника в блоке, прокладкам, зубной пасте или посылкам от родственников, если кто-то их получает. В карцере положен только бесплатный набор: один кусок мыла и одна упаковка ваты в месяц, одна зубная щетка на год и зубной порошок - 200 граммов в квартал.

Олеся хорошо познакомилась с карцером. Она просидела там месяц за то, что работая в столовой, пользовалась своим положением и крала там тушенку и мармелад, продавая их потом на черном рынке в колонии.