Те, кто представляет викингов исключительно как воинствующих мужчин, находятся в плену стереотипов недавнего прошлого. Такого мнения придерживается историк из Норвегии Марианна Мен (Marianne Moen), изучающая роль женщин в обществе древних скандинавов. Как свидетельствуют новейшие археологические исследования, социальные различия между полами практически отсутствовали в течение всего дохристианского периода. Это говорит о том, что женщины воевали и правили наравне с мужчинами.
В доказательство этого утверждения Мен приводит Осебергский корабль, знаменитое захоронение викингов, обнаруженное ещё в 1904 в норвежской провинции Вестфолл. На протяжении почти ста лет ученые полагали, что корабль был гробницей королевы Осы (Åsa), матери известного короля-завоевателя Хальвдана Черного (Hálfdan Svarti), и ее служанки. То, что в типично «мужском захоронении» были погребены тела двух женщин, объяснялось тем, что одна из них была королевой-матерью. Недавно эта версия была опровергнута археологами, уточнившими дату гробницы.
«Поскольку захоронение содержит тела двух женщин, его рассматривали как уникальный случай, не сопоставляя с другими находками, – говорит Мен в интервью изданию Science Nordic. – Однако оно очень похоже на Гокстадский корабль, где захоронен могущественный и влиятельный король. Так почему бы не сравнить эти захоронения? Мы видим несколько признаков, указывающих на то, что эти женщины были могущественны благодаря собственным заслугам, а не тому, что одна из них была женой или матерью короля».
Женщины, как утверждает Мен, были не только среди влиятельных скандинавских правителей, но и состояли в военных отрядах и активно участвовали в заморских походах. Об этом говорят исследования других захоронений, в которых женщины, наподобие мужчин, погребены вместе с оружием. О воинственности скандинавских женщин свидетельствуют и древние тексты, которые оказались в тени более поздних христианских летописей. В частности, в нескольких сагах упоминается имя Фрейдис Эйриксдоттир (Freydís Eiríksdóttir), участвовавшей в завоевании североамериканских территорий.
«Вернуть» женщин в общество викингов не удалось и в эпоху национального романтизма в XIX веке. «Эра викингов стала важной частью формирования норвежской национальной идентичности в XIX веке, – говорит Мен. – Но прежние представления об идеальном обществе, в котором мужчина занимается общественными делами, а женщина – домашними, были перенесены и на викингов»