Москва – Международный женский день – это один из немногих праздников, сохранившихся с советских времен, который остается по-настоящему всенародным в России.
Этот праздник – своего рода гибрид Дня матери и Дня святого Валентина на Западе лишь с незначительными намеками на воинствующий феминизм, характерный для начала советской эпохи.
Однако некоторые женщины, являющиеся лидерами в самых разных областях, утверждают, что в этом году они пытаются непредвзято взглянуть на свою жизнь в более широком политическом и социальном контексте и все чаще задумываются, как изменить сохраняющийся на протяжении длительного времени статус-кво, при котором мужчины занимают лидирующие позиции в политике, бизнесе и в своих профессиях.
«Мы видим, что в нашем обществе отношение к женщинам действительно постепенно меняется. Люди начинают понимать, что равные права – это необходимость», - говорит Альбина Широбокова, глава Союза женщин Ангара, общественной организации в Иркутске, Сибирь.
«Мы видим некоторые признаки того, что политика начинает в большей степени учитывать наши интересы. Женщины стали более независимыми, чем прежде. Жизнь заставила их научиться заботиться о себе», - добавляет она.
8 марта все учреждения в России закрыты. Мужчины спешат домой, держа в руках цветы, шоколад и подарки – согласно результатам исследования, проведенного российской компанией MAR Consult, в этом году только в Москве мужчины потратят 550 миллионов долларов на подарки женщинам, и проводят вечер за праздничным столом, произнося тосты и признаваясь в любви своим матерям, женам, дочерям, любимым женщинам и женщинам в целом.
Однако по сложившейся в России традиции женщины в конце этого дня всегда удивляются, почему именно они должны заниматься уборкой и мытьем посуды после окончания праздника.
«Мне нравится внимание, я люблю свою семью, и моя жизнь не кажется мне ужасной», - говорит Галина Бурякина, 30-летний бухгалтер из Москвы.
«Тем не менее, ничего не меняется. Мне иногда хочется, чтобы в этот день мой муж обсудил со мной нашу жизнь и то, как мы можем сделать ее лучше, а не тратить все свои силы на покупку цветов, конфет и всем надоевшие тосты», - говорит она.
Советский Союз «эмансипировал» женщин задолго до того, как это сделал Запад, превратив их в рабочую силу, предоставив им доступ к высшему образованию и создав систему универсального и финансируемого государством социального обеспечения детей. Однако советская власть заперла их в таких низкооплачиваемых профессиональных гетто, как медицина – большинство советских докторов были женщинами, преподавание, наука и инженерное дело. Она ввела квоты, которые гарантировали присутствие женщин в Верховном суде, комитетах Коммунистической партии и органах управления профсоюзами, тогда как высшие эшелоны власти так и остались чисто мужским местом.
Однако система квот улетучилась вместе с крахом СССР, большая часть структуры, призванной помогать работающим матерям, исчезла, а мужчины начали захватывать такие профессиональные области как медицина, поскольку они стали более доходными и престижными в условиях новой рыночной экономики.
«С одной стороны прошедшие несколько лет оказались в экономическом отношении довольно благоприятными, и материальное благосостояние женщин значительно улучшилось», - говорит Оксана Дмитриева, депутат Государственной Думы и бывший министр труда.
«С другой стороны, старые советские механизмы карьерного роста остались в прошлом, а новые демократические институты, которые должны поддерживать социальную мобильность, не работают. Экономическая и политическая жизнь монополизирована, а те области, в которых прежде женщины могли сделать карьеру, такие как медицина и образование, были поставлены на коммерческую ногу и стали значительно более дискриминационными», - объясняет она.
Многие женщины утверждают, что они до сих пор сталкиваются с печально известными пережитками советского прошлого, а именно с двойным бременем работы и необходимости вести домашнее хозяйство, что ограничивает карьерные возможности женщин и не оставляет им времени на себя.
«Я умею управлять людьми у себя на работе, и как женщина я не чувствую никакой дискриминации по отношению к себе, - говорит Светлана Голубева, полковник МВД, полувоенного национального полицейского ведомства. – В МВД есть несколько женщин-генералов».
Однако она добавляет: «Я замужем и у меня двое детей. Мой рабочий день длится с раннего утра и до позднего вечера. Если мне предложат повышение, я уверена, моя нагрузка только увеличится. Поэтому на практике женщинам приходится выбирать между карьерой и семьей. Я не хочу терять свою семью».
Многие женщины, которые пошли в политику во времена хаотичных, но при этом обнадеживающих демократических экспериментов 1990-х годов, уже успели покинуть политическую жизнь. В качестве причин этому некоторые называют сокращение политических возможностей для женщин при президенте Владимире Путине, а также растущая нетерпимость со стороны мужчин.
Элла Памфилова, ветеран в политике, бывший министр социальной сферы и первая женщина-кандидат на выборах президента в России (в 2000 году она получила 1% голосов), считает, что отношение к женщинам меняется, но чрезвычайно медленно.
«Долгое время во главе России стояли мужчины, но бытует мнение, что мужская политика уже изжила себя, - говорит она. – Сегодня женщины принимают все более активное участие в общественной жизни, и большинство из них на активные действия толкает отчаяние. Мужчины-политики просто не хотят решать женские проблемы. Потому женщинам приходится самим браться за дело. Надеюсь, в скором времени в политику придет новая волна женщин. У нас есть множество успешных женщин в сфере предпринимательства, журналистики и других областях, которые знают, что нужно делать».
В настоящее время в Государственной Думе работают 61 женщина-депутат – то есть около 14% в сравнении с примерно 50% женщин в Верховном Совете СССР. И даже эта цифра не отражает политическую реальность, поскольку прокремлевская правящая партия «Единая Россия» воскресила старую советскую традицию разбавлять списки депутатов знаменитостями, в том числе гимнастками, фигуристками, балеринами и так далее.
Спустя два десятилетия постсоветских, ориентированных на рынок изменений многие из тех проблем, с которыми сталкиваются современные женщины, могут показаться более знакомыми их американским современницам, чем их советским матерям.
«Уровень образованности российских женщин превысил уровень образованности мужчин, и за последние 10 лет эта тенденция прочно закрепилась. В настоящее время почти 60% студентов высших учебных заведений – женщины», - говорит Марина Баскакова, эксперт из Института Экономики в Москве.
«Это вызывает конфликт с традицией, потому что долгое время считалось, что необходимо искать себе мужа с более высоким уровнем образования, чем ваш. Это серьезная проблема – и не только для женщин, но и для мужчин. Мужчины оказались загнанными в угол: они должны стать добытчиками, но они не могут заработать достаточно, чтобы обеспечить семью. Эта тенденция лежит в основе социальных изменений. И все это происходит на фоне политической жизни, которая становится более консервативной и ориентированной на традиции. Тем не менее, пока ситуация довольно стабильна», - добавляет она.
Ирина Хакамада, бывший депутат Государственной Думы и вторая женщина-кандидат на президентских выборах (в 2004 году), уже не принимает активного участия в политической жизни, но она с оптимизмом смотрит на то, как молодое поколение россиян меняет прежние ценности.
«Сегодня я смотрю на детей и вижу, что они уже другие. Сегодня мужчинам нравятся женщины, которые умны, самодостаточны и способны зарабатывать самостоятельно. Традиционная модель, согласно которой сфера влияния женщины не распространяется дальше кухни, в то время как мужчина – хозяин всего, постепенно исчезает. Разумеется, у наших женщин много проблем. В основном, они пытаются найти подходящего мужчину, а таких сейчас чрезвычайно мало».
«Мы знаем, что во времена хаоса российские женщины способны очень быстро развиваться. Наши мужчины, как правило, предпочитают стабильность и предсказуемость. Жить в России трудно, тем не менее, нам это удается».