В одном из угловых залов на втором этаже Национального музея Казахстана в Алма-Ате можно увидеть красиво раскрашенную глиняную посуду, голубые изразцы с орнаментом и древние книги. Все это является живым напоминанием об иранской цивилизации на казахской земле. В отличие от других залов, отражающих череду постоянных войн казахов с другими народами, этот повествует о богатой и миролюбивой культуре иранцев. Именно такие памятники иранской культуры и цивилизации в разных частях Средней Азии и общие исторические корни заставляют великие народы этого региона отзываться об иранцах с неизменным уважением.
От Национального музея рукой подать до отеля «Риксос», где впервые в Средней Азии состоялись переговоры Ирана с группой «5+1». Похоже, что на этих переговорах впервые было признано право Ирана на обладание мирным атомом. Новый раунд переговоров снова пройдет в Алма-Ате 5 апреля текущего года, когда в Казахстане будут еще проходить празднования по случаю иранского Нового года, известного как Ноуруз.
В связи с этим весьма интересно остановиться на роли Казахстана в международной ядерной политике и причинах, побудивших дипломатов провести очередной тур переговоров именно в этой стране. Кроме того, особо важным является провести хотя бы краткий анализ результатов алма-атинской встречи представителей Ирана с дипломатами стран «шестерки».
Казахстан в международной ядерной политике
После крушения социалистического режима Казахстан унаследовал внушительный ядерный арсенал и неожиданно для себя оказался четвертой ядерной державой в мире. Казахстанские политики, озабоченные тем, чтобы их страна заняла свое место в мировом устройстве, не были заинтересованы в сохранении такого проблемного оружия. Поэтому в самые первые годы своей независимости Казахстан вместе с Беларусью и Украиной передал России все свое ядерное оружие и боеголовки. Вслед за этим Казахстан закрыл расположенный на своей территории Семипалатинский ядерный полигон, а год спустя в 1993 присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Тем не менее, советское ядерное наследство было столь велико, что Россия, которой тогда руководил Борис Ельцин, оказалась не способной его выкупить целиком. Ввиду этого Казахстан пошел на заключение тайного соглашения с Соединенным Штатами, известного как проект «Сапфир», по которому передал этой стране оставшийся уран высокой степени обогащения. Наконец, в 1999 году по причине изношенности оборудования казахстанские власти закрыли единственную свою атомную электростанцию в порту Актау. С тех самых пор это государство, располагая значительными запасами урана, сделало своей целью стать активным игроком на рынке ядерного сырья. Увеличив добычу природного урана, с 2009 года Казахстан стал крупнейшим в мире экспортером этого сырья. Важно отметить, что в недрах этой страны содержится 19% мировых запасов урана. В 2012 году Казахстан экспортировал 20 тысяч тон природного урана и поэтому играет ключевую роль в мировых поставках ядерного топлива.
Таким образом, в последние годы Астана значительно укрепила свое положение на международной арене и даже пришла к мысли о том, что экспорт ядерного сырья полностью не обеспечивает национальные интересы и необходимо приступить к реализации более серьезных проектов. В 2010 году Казахстан предложил Международному агентству по атомной энергии открыть у себя первый в мире Международный банк ядерного топлива. Согласно этому проекту, предложенному вначале бывшим того директором МАГАТЭ Мохаммедом эль-Барадеи, банк ядерного топлива низкой степени обогащенности должен был обеспечивать работу ядерных реакторов разных государств и тем самым избавить их от необходимости обогащать уран на собственной территории. Однако некоторые развивающиеся страны считают данный план попыткой ряда атомных держав установить свою монополию и поэтому не проявляют к нему особый интерес. Тем не менее, Казахстан надеется получить в 2013 году согласие на свое предложение и таким образом обойти собственных конкурентов. По этой причине накануне встречи представителей Ирана и стран «шестерки» в Алма-Ате некоторые западные средства массовой информации активно обсуждали возможность создания в Казахстане банка ядерного топлива.
С другой стороны, одновременно с увеличением потребностей Казахстана в энергии руководство этой страны разработало долгосрочный план строительства собственных атомных электростанций и даже провело недавно переговоры по этой теме с некоторыми российскими и японскими компаниями. Строительство АЭС, на котором так настаивает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в значительно мере снизит зависимость этой страны от ископаемого топлива. Данный пункт ядерной стратегии Казахстана является одним из важнейших направлений внешней политики этого государства. Сейчас у Казахстана имидж передовой страны в сфере ядерного разоружения (так, по крайней мере, принято считать на Западе), поэтому представителей этой страны приглашают на важные саммиты, посвященные ядерной проблеме, такие как встречи глав пяти ядерных держав в Вашингтоне в 2010 году и Сеуле в 2012. Пользуясь этим, Астана смогла в значительной степени повысить свой международный престиж. Данный факт доказывает то, что в 2013 году президент Назарбаева получил приглашение принять участие в саммите «большой двадцатки».
Казахстан и ядерная проблема Ирана
В то время, как в последние годы неправовое давление Запада на Иран набирает все большую силу и почти не встречает никаких препятствий при полном молчании большинства стран мира, Казахстан предпринимает попытки занимать сдержанную позицию и выносить относительно объективные суждения. Казахстанский президент, многократно высказываясь по данной проблеме, подчеркивает, что Иран имеет право использовать ядерную энергию в мирных целях, оставаясь в рамках Договора о нераспространении, и упрекает Запад в двойных стандартах. В своем интервью российскому информационному агентству «РИА-Новости» в ноябре 2011 года Назарбаев заявил, что его страна выступает за мирное решение иранской ядерной проблемы и не поддержит резолюцию, санкционирующую применение силы против Исламской республики. Более того, президент Казахстана подверг критике руководство Пакистана и Израиля за то, что факт наличия у них ядерного оружия противоречит существующим международным нормам.
Именно такая взвешенная позиция Казахстана стала залогом согласия Ирана на проведение очередного раунда переговоров в Алма-Ате. Как отметил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, Казахстан относится к числу тех стран, которые не поддерживают односторонние санкции США против Исламской республики. В действительности, государства, которые самым деятельным способом поддерживают линию Запада и проявляют враждебность по отношению к иранскому народу, не могут быть беспристрастными посредниками и принимающей стороной на переговорах. Кроме того, проведение подобной встречи на высшем уровне привлекает внимание мировых СМИ и общественного мнения к государству, которое принимает у себя ее участников. Так почему бы не отдать эту привилегию стране, дружественной Ирану?
Впервые о готовности Казахстана провести у себя переговоры Ирана с «шестеркой» заявил министр иностранных дел этой страны Ержан Казыханов. Это произошло весной прошлого года на встрече министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничестве в Пекине. Данный вопрос обсуждался на встречах президента Казахстана с министром иностранных дел Ирана Али Акбаром Салехи в Астане в июне и сентябре 2012 года. Назарбаев заявил тогда, что его предложение мотивировано наилучшими побуждениями. С появлением в прессе информации о скором проведении нового раунда ядерных переговоров казахстанская дипломатия стала более активно добиваться согласия на проведение этой встречи на своей территории. Так, нынешний министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов в очередной раз заявил об этой заинтересованности своей страны на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровом в Москве в январе этого года. Наконец, усилия казахстанских дипломатов увенчались успехом. После своей краткой беседы с Идрисовым на саммите глав мусульманских стран в Каире Салехи на встрече с некоторыми своими европейскими коллегами в рамках Мюнхенской конференции по безопасности договорился о проведении переговоров именно в Алма-Ате.
Между тем казахстанские политики предложили провести переговоры не в столице своего государстве, а в Алма-Ате. После переноса столицы Казахстана в Астану 14 лет тому назад руководство этой страны старается позиционировать Алма-Ату центром регионального и международного сотрудничества и по той же причине выдвинуло предложение открыть в этом городе региональное бюро Организации объединенных наций. Не вызывает никаких сомнений, что проведение ядерных переговоров в Алма-Ате сыграет ключевую роль в реализации данного проекта.
Алма-атинские переговоры – шаг вперед
По самым пессимистическим оценкам СМИ, после аналогичных переговоров в Москве и Багдаде алма-атинская встреча является, конечно, важным достижением, но ее результаты никак не повлияют на достижение такого соглашения, которое удовлетворяло бы все стороны. В общении с журналистами секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили заявил, что позиция его партнеров по переговорам стала более реалистичной. В свою очередь, Верховный представитель Европейского Союза по иностранным дела и политике безопасности Кэтрин Эштон отметила положительные результаты последних переговоров и воздержалась комментировать особенно спорные вопросы. Следует отметить, что в Алма-Ате по большей части обсуждались проблемы, связанные с обогащением урана до 20%, а также работа иранского ядерного объекта «Фардо», что само по себе фактически означает признание права Ирана заниматься обогащением ядерного топлива до 5,3%.
Учитывая позицию западных представителей на переговорах в Алма-Ате, европейских столицах и Вашингтоне, создается впечатление, что всестороннее давление на Иран, особенно в последнее время, не дало ожидаемых результатов. Активизируя все свои возможности для введения так называемых парализующих санкций против Ирана, Запад рассчитывал, что Исламская республика пойдет на попятную. Однако сейчас он понял, что подобные враждебные меры не только обеспечивают национальное единство внутри Ирана, но и усиливают стремление этой страны реализовывать свою ядерную программу. С другой стороны, относительная гибкость Запада на алма-атинских переговорах после его беспрецедентного давления на Иран в прошлом году свидетельствует о том, что введение санкций исчерпало свою эффективность и сохранение нынешней ситуации не приносит западным странам ничего, кроме убытков в смысле политики и экономики. Как сказал Салехи, что еще они могут сделать?
Разумеется, на решение иранских оппонентов повлияли такие факторы, как проведение в Тегеране саммита глав стран неприсоединения в сентябре 2012 года, улучшающаяся ситуация в Сирии, а также активное участие иранского народа в праздновании 34-й годовщины Исламской революции в Иране. Правда, в настоящий момент наблюдается активизация сторонников усиления напряженностей в отношениях с Ираном, извлекающих из этого свои прибыли. Доказательством тому являются публикации некоторых западных СМИ, в частности, враждебная Ирану статья в лондонской газете Daily Telegraph от 1 марта нынешнего года. Несмотря на это, есть вполне веские причины надеяться, что в новом раунде алма-атинских переговоров, планируемых на апрель, группа «5+1» продолжит следовать своей реалистичной позиции.
Алма-атинские переговоры были важны для Ирана и с другой точки зрения. Дело в том, что Джалили провел встречи с президентом и министром иностранных дел Казахстана, на которых, помимо вопросов двустороннего сотрудничества, стороны обменялись мнениями по ключевым проблемам регионального развития. Не следуют упускать из виду тот факт, что специально для встречи с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Назарбаев прибыл из столицы в Алма-Ату, что в дипломатической практике случается крайне редко и свидетельствует о крайней важности данной проблемы для казахстанского руководства.