Министерство молодежи и спорта активно реализует беспрецедентные до настоящего времени проекты. Продолжают свое функционирование тематические лагеря под названием «Лагерь лидерства для молодежи», которые впервые были созданы в различных регионах Турции в прошлом году. Учащимся высших учебных заведений они позволяют не только углубить свои знания в таких областях, как международные отношения, история, политология, литература, право, математика, но и принять участие в различных социальных мероприятиях. Тысячи успешных молодых людей нашей страны не упускают возможности такого увлекательного обучения.
В то время, как деятельность тематических лагерей набирает обороты, в ближайший летний период министр молодежи и спорта Суат Кылыч готовится преподнести особый сюрприз для наших студентов. Наиболее успешные учащиеся вузов Турции отправятся на Балканы, и для осуществления данного экскурсионного проекта, который охватит восемь стран, есть важный повод: познакомить студенческую молодежь с историей наших предков на Балканах.
В самом деле, еще в начальной школе, на уроках гуманитарных дисциплин мы изучаем историю османских завоеваний на Балканском полуострове и в Центральной Европе и постепенного превращения данных территорий, именуемых нашими предками «Румелия», в нашу родину. Однако совсем немногим из нас выпадала возможность увидеть эти древние земли и побродить по местам, которые встречаются в исторической литературе или упоминаются на уроках в школе.
География, история и международные отношения должны быть неотделимы друг от друга в образовательной системе. Топоним Сремски-Карловци отсылает большинство из нас к истории Карловицкого мира; Буда – символ великих побед Османской империи над Габсбургами; Марица, Варна, Мохач – исторические места, где Мехмед II Завоеватель разбил войска крестоносцев. В Косово Мурад I погиб за истинную веру смертью мученика; Никопол ассоциируется с победами Баязида I, который за стремительность своих нападений получил прозвище «Молния»; в Салониках родился Мустафа Кемаль Ататюрк; оборона крепости Канже стала знаком единства отваги и смекалки; битва при Эстергоме оставила глубокий след скорби. Хотя наименования всех этих мест мы пытаемся донести до учащихся средних и старших классов, а также студентов вузов, лишь те, кто проявляют особую внимательность, знают, где они сегодня находятся.
Вы увидите большинство вышеперечисленных мест, если на карте в западном направлении проведете полукруг радиусом 500 км с центром в Стамбуле. Балканы, будучи не так давно, 100 лет назад, частью Османской империи, практически полностью попадают в эту область. Несмотря на наличие границ сегодня, балканские города находятся к нам совсем близко. При разрыве связи истории и географии начинается отчуждение. Механическое заучивание к экзамену географических наименований в отрыве от содержащего ими исторического значения в большинстве случаев сводится к безликим пунктам на карте, которые тотчас же после экзамена забываются. В такой атмосфере обучения (или неспособности учиться) и под влиянием доминирующей культуры наши молодые люди, страстно желая однажды увидеть Париж, Нью-Йорк, Токио, Лондон, вряд ли задумываются о посещении городов Румелии, о которых часто говорится на учебных занятиях.
По сути, разрыв географии и истории оказывает явно негативное влияние на формирование нашего представления о мире и регионе, в котором находится Турция. Для большинства нашей молодежи, даже студентов университетов, Скопье, улицы, рынки которого, как Бурса, напоминают Османию, будто находится дальше Берлина. Зачастую турецкая молодежь даже не слышала названий мест, где сегодня проживают балканские турки и которые от Тетово до Александруполиса, от Пазарджика до Пловдива были названы нашими предками. В таком случае они также затрудняются понять причины нынешнего стремления Турции к проведению более активной внешней политики на Балканах. Полагая, что понятие «Османский мир» осталось на обветшалых страницах истории, они даже не могут представить, как и почему сегодня Турция, выполняя посредническую функцию, может внести вклад в решение многих балканских проблем.
Принимая это во внимание, все более очевидной становится важность проекта «Балканский поезд», инициированного министерством молодежи и спорта. В период, когда путешествие рассматривается исключительно как «смена обстановки» и «развлечение», данный проект играет позитивную роль в нашей системе образования как средство углубления исторических знаний и понимания современной системы международных отношений.
При составлении своей летней программы наша молодежь должна оценить эту уникальную возможность и непременно «купить билет» на Балканский поезд.