После траурной церемонии китайцы воспользовались случаем, чтобы подтвердить курс на партнерские отношения. Представители России, со своей стороны, настаивают на стабильном исполнении подписанных контрактов и нормальной обстановке.
Конституционные колебания, которые беспокоили инвесторов и партнеров государственной нефтяной компании Pdvsa, улеглись после того как Николас Мадуро стал временно исполняющим обязанности президента Венесуэлы. Остался всего один шаг – президентские выборы 14 апреля.
В этих случаях инвесторы имеют обыкновение говорить «давайте подождем и посмотрим, что будет», то есть, каков будет результат выборов и какие изменения произойдут в правилах игры, установившихся в течение последних 14 лет.
Эксперты инвестиционного банка Barclay говорили о неуверенности, и все признаки указывали на то, что планы по повышению производительности в нефтяной промышленности могут быть отложены нынешними партнерами, а новые инвесторы тянули с ответом.
Сотрудники банка Barclay утверждали, что пока не прояснится политическая ситуация, партнеры Pdvsa не будут спешить с капиталовложениями, а некоторые инвесторы считают, что и в течение 2013 года роста производства может не произойти.
Инвестиционный банк считает, что после апрельских выборов могут произойти изменения. Эксперты ожидают более прагматичного правительства даже при сохранении идеологической преемственности курса.
Китайская делегация приехала первой и, выразив соболезнования, использовала случай, чтобы прояснить ситуацию и решить ряд вопросов на самом высоком уровне. Высокопоставленный чиновник российской нефтяной компании «Лукойл» признал, что нефтяная промышленность находится в состоянии застоя, а добыча может вырасти в ближайшие пять-семь лет, если будут предоставлены более весомые гарантии инвесторам.
Вице-президент «Лукойла» Андрей Князев, курирующий зарубежные проекты этой компании, заявил, что «необходима спокойная обстановка, стабильное выполнение контрактов и благоприятные условия для капиталовложений».
Министр нефтяной и горнодобывающей промышленности Рафаэль Рамирес (Rafael Ramírez) сделал вид, что не понял намека и с юношеским оптимизмом заявил, что если бы у него в сейфе было более 120 миллиардов долларов, необходимых для запуска сотен нефтяных проектов, то он не задумываясь вложил бы их. Хотя Рамирес и не является политиком, ему удается успокоить как венесуэльских, так и иностранных кредиторов.
Поскольку государство является главным акционерам предприятий нефтяной промышленности, ему приходится брать на себя и большую часть расходов по развитию инфраструктуры с тем, чтобы миноритарные акционеры также внесли свой вклад.
2013 год обещает быть очень сложным для правительства. Уже нет той свободы маневра, которой обладал Чавес, а обслуживание внутреннего и внешнего долга потребует выплат в размере 7,5 миллиардов долларов, хотя в 2014 они должны снизиться до 5,8 миллиардов. Вот такая проблема стоит перед наступающим годом, и в первую очередь она касается Pdvsa, являющейся главным источником валютных поступлений.
Крупные инвестиционные банки, которые занимаются как политическим, так и деловым анализом, считают, что у Николаса Мадуро есть шанс выиграть выборы. При этом они высказывают предположение, что он будет проводить более прагматичную политику, однако до настоящего момента такой тенденции не прослеживается. Все станет ясно, когда начнется предвыборная кампания.
Хотя следует заметить, что, будучи кандидатом, политик мыслит в одном ключе; после избрания – в другом; а после вступления в должность – в третьем.
Pdvsa не смогла завершить ряд крупных проектов.
Она занимает пятое место в мире по запасам газа, и при этом ежедневно закупает в Колумбии 215 миллионов кубических футов газа в Колумбии, а венесуэльские электростанции работают на дизельном топливе.
На севере полуострова Paria страны так и не удалось наладить добычу газа, проект по добыче газа в восточной части Карибского моря (Plataforma Deltana) стоит на месте, и если Corpoelec установит обещанные электростанции, то придется увеличивать закупки дизельного топлива. Добыча нефти на уже разработанных месторождениях не увеличивается.
Планы по разработке месторождений в нефтеносном бассейне реки Ориноко, о которых широковещательно объявили в 2005 году, не воплощаются в жизнь. Партнеры не внесли своих инвестиционных взносов, но и Pdvsa тоже их не внесла. О нефтехимии и говорить не приходится, а с бензином полная катастрофа. Концессионерам станций технического обслуживания бесплатно предоставляют горючее и, кроме того, оплачивают им дистрибьюторские услуги.
И все это происходит не из-за нехватки денег. В 1999 году баррель нефти стоил 16,18 долларов, а в прошлом году его цена поднялась до 103 долларов. И несмотря на такие огромные доходы, за истекшие 14 лет правительство шесть раз девальвировало национальную валюту. Главный акционер, то есть государство, решило направить деньги не на развитие нефтяной промышленности, а на строительство жилья и решение других социальных задач.