Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Решение тель-авивского окружного суда по трудовым конфликтам обязать женскую религиозную школу («ульпена») выплатить 250 тысяч шекелей в качестве компенсации учительнице, которая была уволена потому, что приняла решение завести ребенка без мужа и растить его в одиночку, дает ясно понять руководству государственно-религиозной системы образования: несмотря на то, что раздельное обучение признано законом, это разделение имеет пределы. Ряд базовых человеческих прав и свобод (в данном случае речь идет о праве на материнство) порой важнее, чем внутренние правила той или иной конкретной системы.
Тяжкий грех преподавательницы, которая в течение восьми лет достойно выполняла свои профессиональные функции, и которая, по ее свидетельству, ведет религиозный образ жизни, состоит в том, что она решила забеременеть от анонимного донора спермы. В 2009 году она сообщила администрации ульпены о своем решении.
Читайте также: Чего боятся израильские ортодоксы?
В ответ на это ей сообщили, что она не сможет далее продолжать свою работу в школе. «Предпринятые вами действия, - говорится в письме дирекции ульпены, - полностью противоречат ценностям, которые исповедует наше учебное заведение, а также нашему видению того, каким должно быть воспитание школьниц в духе семейных ценностей».
В тексте постановления окружного суда по трудовым конфликтам приводится мнении одного из авторитетных раввинов религиозно-сионистского лагеря, Хаима Друкмана, обладающего большим влиянием на партию Еврейский Дом. Друкман подчеркивает, что «таким работницам нет места в религиозных школах». Очень печально, что в Израиле 2013 года можно услышать подобные аргументы, в основе которых лежит уверенность в том, что незамужняя женщина не может быть авторитетным наставником. Столь архаическое мировоззрение является причиной того, что многие люди отдаляются от религии.
Также по теме: Как ортодоксы контролируют личную жизнь израильтян
Суд по трудовым конфликтам отклонил утверждение руководства ульпены, что увольнение беременной женщины без каких-либо предварительных разбирательств приемлемо в рамках автономии религиозной системы обучения. В этом - решение суда по трудовым конфликтам похоже на постановление Верховного суда по делу ультраортодоксальной школы в Иммануэле, где были разделены ученицы сефардского и ашкеназского происхождения.
Стремлению дирекции ульпены оградить своих учениц от общения с педагогом, совершающим, по мнению администрации, неприемлемые действия, противостоят важнейшие права, закрепленные в ряде Основных законов: свобода профессиональной деятельности, защита чести и достоинства человека. Следует надеяться, что и другие общины, полагающие, что они обладают юридической и моральной автономией, поймут то, что им пытается разъяснить суд.