Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грязные деньги плохо пахнут

Сейм должен помочь, чтобы дело Магнитского оказалось в повестке дня министра иностранных дел

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дело Магнитского еще не стало вопросом общей повестки дня работы министров иностранных дел ЕС, однако страны-участники уже начинают объединять усилия ведомств внутренних дел в поиске денег, отмытых в рамках этого дела.

Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс в понедельник призвал страны Европейского союза к большей солидарности и единству в отношениях с Россией по всем вопросам повестки дня. Вне рамок названных им нескольких вопросов осталось так называемое дело Магнитского, на которое Россия реагирует особенно болезненно и агрессивно, поэтому солидарность и единство в Европе особо важны в деле его продвижения.
 
Дело Магнитского еще не стало вопросом общей повестки дня работы министров иностранных дел ЕС, однако страны-участники уже начинают объединять усилия ведомств внутренних дел в поиске денег, отмытых в рамках этого дела. В начале февраля Европейская комиссия предъявила запрос подразделениям по сбору финансовой информации на расследование использования банков стран ЕС для отмывания денег, связанных с делом Магнитского.
 
Это объединит проделанное до сих пор правоохранительными структурами отдельных стран по расследованию путей передвижения этих денег. Однако для эффективных действий против этого, а также других случаев грубого нарушения прав человека и против тех, кто участвует в отмывании грязных денег, необходимо и политическое единство.
 
Стимулом в Европе для того чтобы, наконец, объединиться в действиях против российских мафиозных чиновников, является также принятое в начале декабря Конгрессом США решение, предусматривающее запрет на визы и замораживание банковских счетов для должностных лиц России, которые ответственны за гибель сотрудника британской адвокатской фирмы Firestone Duncan Сергея Магнитского в московской тюрьме в ноябре 2009 года.
 
Магнитский в 2008 году раскрыл схему, по которой чиновники, полицейские и группа бандитов похитили из российского госбюджета 230 миллионов долларов США, которые американский инвестиционный фонд Heritage Capital Management заплатил в виде налогов. Магнитского арестовали те же полицейские, которых он разоблачил. После длившихся год пыток в тюрьме его избили до смерти.
 
До 13 апреля Федеральный регистр США начнет публикацию списка лиц, к которым относятся установленные законодателем санкции. Это, наверное, вызовет новый приступ возмущения в Москве, реакция которой на принятый в США закон была сюрреалистически-иррациональной – запрет для американцев усыновлять российских сирот и посмертный суд над самим Магнитским якобы за неуплату налогов. (Этот абсурдный процесс начался 27 декабря, но рассмотрение дела многократно откладывалось до 22 марта).
 
Действия законодателей США создали важный прецедент, который, хочется надеяться, ускорит введение аналогичных санкций также в Европе, где нарушения прав человека в России не менее актуальны, чем в США, а украденные в рамках конкретного дела деньги проходили через банковские счета широким потоком.
 
Этот процесс в Европе развивается на трех уровнях. Правоохранительные структуры нескольких стран, в том числе и Латвии, расследуют пути передвижения украденных денег. Законодатели некоторых стран, например, Великобритании, Нидерландов, Швеции, Италии призывают ввести санкции, аналогичные введенным в США. А Европейский парламент призвал  объединиться в общих санкциях против России.
 
Раскрытие путей перемещения украденных денег в разных странах проходило с разным успехом. В январе следствие начала Литва, а эстонские следователи сообщили, что через счета в Эстонии из этих денег отмыто 10 миллионов долларов.
 
В Латвии через шесть банков отмыто более 60 миллионов. Однако Экономическая полиция отказывалась возбуждать уголовный процесс, а Комиссия по рынку финансов и капитала не была готова заморозить  соответствующие счета в этих банках, потому что, видите ли, Россия не считает, что у нее что-то украдено. Тем не менее, в октябре прошлого года прокуратура отменила решение полиции о том, чтобы не начинать уголовное расследование.
 
Европейский парламент (ЕП) уже дважды – в конце 2010 года и в декабре 2011 года – принимал резолюции с призывом к странам ЕС ввести для ответственных за смерть Магнитского должностных лиц России запрет на визы и заморозить их банковские счета. В октябре прошлого года ЕП принял резолюцию с рекомендацией Совету ЕС создать свой «список Магнитского».
 
Договориться о таких санкциях странам ЕС мешают традиционные опасения по поводу реакции России. Известно, насколько важно для режима Путина не допустить такой угрозы основе власти – безнаказанности слуг режима и их возможностям наслаждаться плодами своего труда на Западе. И Европа вроде бы меньше защищена от контрмер России, чем США.
 
Однако европейским политикам придется в очередной раз делать выбор между меркантилизмом и принципами. И, в конце концов, этот выбор касается также безопасности государств. Как в феврале заявил ушедший руководитель Центрального банка России Сергей Игнатьев, только в прошлом году из России при помощи «сомнительных трансакций» утекло 49 миллиардов долларов. Большая часть этих опасных денег вращается здесь же, в Европе.
 
А  опасения по поводу ответных мер России могут быть преувеличенными. «Ассиметричным ответом» американцам – наказанием сирот своей страны и посмертным судом над тем, кто раскрыл нарушения закона, – Россия причинила огромный вред своему имиджу. Использование экономических санкций и своего самого тяжелого – газового – оружия против главного торгового партнера – ЕС – означает причинить вред также и своим экономическим интересам.
 
В этой связи Россия будет применять свою привычную тактику «разделяй и властвуй». Поэтому Европа должна быть единой. Роль лидеров в формировании такой единой политики должны  взять на себя избранные законодатели европейских стран. И Сейму Латвии следовало бы помочь нашему министру иностранных дел увидеть дело Магнитского в общей повестке дня ЕС.
 
Перевод: Лариса Дереча.