Я в Риме. В Турции итальянская кухня известна пиццей и спагетти. Между тем, она состоит из превосходного смешения традиций регионов Средиземного и Черного морей и Дальнего Востока. Ежегодно в первые месяцы весны в Риме наступает сезон жареной ягнятины и артишоков. Как и турки, римляне предпочитают прожаренную ягнятину. Чтобы ее попробовать, в это время года в столицу прибывают даже северные итальянцы, в основной рацион которых входит телятина.
Итак, в Риме – время ягнятины, которое совпало с выборами нового Папы. Все отели переполнены священнослужителями, журналистами и любопытствующими лицами, стекающимися в Рим из самых разных частей света. 12 марта в Ватикане состоялось открытие конклава кардиналов, который до самого завершения выборов не покидает Сикстинскую капеллу. Этническое происхождение нового папы для нас не имеет значения. То, что действительно является важным, – это позиция избранного понтифика относительно поляризации восточной и западной цивилизаций, возросшей после холодной войны.
Империи, великие силы, масштабные войны и ключевые транспортные пути, такие, как Великий шелковый путь, – основные элементы, ставшие источником крупных трансформаций. Сближение западной и восточной цивилизаций обеспечивали миграции с Востока на Запад и войны. Римская, Восточно-Римская, Османская империи составляли единую цивилизацию Средиземноморского бассейна. Крестовые походы перенесли цивилизацию Ближнего Востока в Европу и открыли двери новому пробуждению.
Читайте также: По следам предков молодежь отправляется на Балканы
Расширение политических и географических границ Европы после распада Советского Союза в 1991 году не привело к новому витку развития цивилизации и построению межцивилизационного диалога. А вместе с 11 сентября 2001 года место системной поляризации, характерной в годы холодной войны, стала занимать поляризация цивилизационная. В новый период неясно, как положить конец атмосфере взаимных сомнений, страха и разделенности на полюсы мусульманского, восточного и западного обществ. За исключением «Альянса цивилизаций», инициатива которого была предложена Сапатеро и поддержана Эрдоганом, эффективные механизмы и единая политическая воля, которая бы остановила поляризацию, все еще отсутствуют.
В евразийском мире есть два известных Чингиза. Завладеть миром Чингисхану помог меч, Чингизу Айтматову – перо. Несмотря на истекшие 20 лет после распада СССР, интеллигенция Средней Азии размышляет над тем, как без русского языка и Москвы, благодаря которой о гении Чингиза Айтматова узнал весь мир, интегрироваться в этот мир. Кандидат на заполнение возникшего после распада СССР цивилизационного вакуума – Турция и турецкий язык. Но следует признать, что прилагаемых для этого усилий по-прежнему недостаточно.
Цивилизационный вакуум последних десятилетий связан не только с распадом Советского Союза. После исламской революции в Иране 1979 года произошла массовая миграция на Запад. Вслед за оккупацией Ирака в 2003 году началось большее сближение США и арабской цивилизации. Вместе с оккупацией Ирака и «арабской весной» США стали отказываться от понимания Ближнего Востока исключительно через призму Израиля. Все еще неясно, как на ближайшие десятилетия повлияет прямой контакт США с арабским миром. После Второй мировой войны на Западе возникла новая генерация интеллектуалов восточного происхождения, и результаты ее воздействия на западную политику, экономику и культуру пока отсутствуют. Благодаря энергетическому, промышленному и торговому развитию на Востоке, в 2000-е годы возник новый слой состоятельных людей, воздействие которых на цивилизационное развитие будет обладать особым динамизмом.
Также по теме: Куда движется Турция?
Какой будет цивилизационная инфраструктура «арабской весны», начавшейся в Тунисе в декабре 2011 года? Как будут удовлетворены требования арабов Средиземноморья, которые хотят лучшей жизни? Если возникнет разочарование, то каким будет его воздействие на западную и восточную цивилизации? Мы все еще не знаем ответы на эти вопросы.
Будущее – за молодежью. Необходимы крупные проекты, содействующие перемещению молодых людей с Запада на Восток, с Востока на Запад и получению ими образования и работы. Мы должны мобилизовать сферу профессионально-технического образования. Мы нуждаемся в цивилизационной площадке, на которой бы снова встретились родственные цивилизации – от Азии до Ближнего Востока, от Черного до Средиземного морей. Нам необходимо спастись от паранойи теорий цивилизационного уничижения и претворять в жизнь теории совместного процветания.
Сведения об авторе: директор Центра ближневосточных стратегических исследований (ORSAM).