Несколько лет назад, когда Антонелла Сораче (Antonella Sorace) впервые посетила Европейский центральный банк во Франкфурте, чтобы рассказать о своем исследовании феномена двуязычия, она была поражена, обнаружив, что сотрудники многонационального штата банка беспокоились о том, что было одним из главных ресурсов их семей. «Они испытывали серьезные сомнения по поводу преимуществ многоязычия для их детей, их беспокоило то, что их дети не учатся правильно читать и писать ни на одном языке, - объясняет она. – Мне это показалось весьма поучительным».
Уроженка Италии и профессор Эдинбургского университета в области исследований развития детской речи должна была успокоить этих людей. Исследование профессора Сораче доказало, что умение говорить на нескольких языках не только дает человеку преимущества в общении, но и развивает его когнитивные способности. Ее напутствие бизнесу звучит следующим образом: «Нанимайте на работу больше многоязычных сотрудников, потому что такие сотрудники лучше находят общий язык, более тонко чувствуют чужую культуру, эффективнее взаимодействуют и демонстрируют более высокие результаты в ведении переговоров и поиске компромиссов. Они также способны предлагать более рациональные решения».
Руководители крупных многонациональных компаний признают значимость языковых навыков. В компании McKinsey, предоставляющей услуги в области управленческого консалтинга, работают люди, говорящие на 130 языках. Кроме того, ее руководство предлагает стипендию тем, кто хочет выучить еще один язык, прежде чем стать ее сотрудником. По оценкам компании Unilever, 80 из 100 руководителей отделов различных потребительских товаров говорят не менее чем на двух языках. Компания Standard Chartered набирает людей, в совершенстве владеющих двумя языками, для своей международной программы подготовки выпускников университетов.
Эти компании хорошо понимают, какие преимущества дает присутствие в штате людей, говорящих на мандаринском наречии китайского языка, которые могут вести переговоры с поставщиками из Шанхая, или сотрудников, достаточно хорошо владеющих французским, чтобы наладить отношения с клиентом из Каркасона.
Однако в ходе состоявшегося недавно круглого стола FT, проведенного совместно с участниками проекта Bilingualism Matters, которым руководит профессор Сораче, исполнительные директора компаний и консультанты отметили, что их компании извлекают выгоду также из разнообразия опыта и навыков многоязычных руководителей, и что эта тенденция сохранится в будущем.
«В будущем компании будут более широко использовать и выше оценивать многоязычие своих сотрудников, - утверждает Лоуренс Моннери (Laurence Monnery), соруководитель одного из отделов в компании Egon Zehnde, занимающейся подбором менеджеров высшего звена. – Мультикультурализм дает нам более эффективных руководителей».
«Становятся ли люди, владеющие несколькими языками, более эффективными менеджерами? – спрашивает Энн Франк (Ann Francke), директор Дипломированного института управления Соединенного Королевства. – Вероятно, ответ на этот вопрос будет утвердительным».
Как показывают исследования, билингвы обладают способностью лучше разбираться в точках зрения других людей, потому что еще в раннем детстве они хорошо усвоили, что кругозор других людей может отличаться от их собственного. У билингвов также лучше развито выборочное внимание: они способны игнорировать дезориентирующие элементы в решении проблемы и быстрее переключаться с одного задания на другое. Профессор Сораче отмечает, что билингвы никогда полностью не отключают «второй» язык, и со временем их мозг способен легче адаптироваться к новым условиям, чем мозг монолингвов, а это является одним из главных преимуществ в сложном деловом мире.
Тем не менее, большинство компаний сейчас продолжают уделять больше внимания практическим преимуществам – нежели когнитивным особенностям – в процессе найма людей, владеющих несколькими языками. HSBC является одной из самых многонациональных компаний в мире, что стало результатом повышенного внимания ее руководства к найму и подготовке многоязычных кадров. Однако Хорхе Аиса Дрейфус (Jorge Aisa Dreyfus), уроженец Испании и соруководитель отдела обучения, подбора персонала и кадрового развития, утверждает, что его банк, «вероятно, до сих пор уделяет достаточно внимания тому, чтобы сотрудники говорили на немецком и чтобы они могли вести дела на немецком».
В любом случае многие компании из англоязычных стран почувствовали ослабление давления на них в смысле найма многоязычных сотрудников в связи с тем, что английский язык стал всемирным языком бизнеса.
По мнению ученых, это может привести к излишней самонадеянности среди национальных политических деятелей и руководителей в сфере образования. Джеймс Форман-Пек (James Foreman-Peck) из Школы бизнеса в Кардифе подсчитал, что недостаток инвестиций в развитие языковых навыков стоит экономике Соединенного Королевства «от 3 до 7% от общей суммы налогов, получаемых от британского экспорта». Согласно результатам исследования «состояния нации», недавно проведенного Британской академией, Соединенное Королевство попало «в порочный круг монолингвальности».
Хотя эта проблема сейчас стоит перед Великобританией особенно остро, подобные тенденции коснулись и других государств. В докладе Европейской комиссии 2006 года говорится, что «значительная часть бизнеса» была принесена в жертву из-за недостаточно развитых языковых навыков жителей Европы: в результате незнания языка 11% предприятий малого и среднего бизнеса теряли свои контракты.
По мнению профессора Сораче, когнитивные преимущества многоязычия могут стать доступными даже для взрослых людей, которые достигают совершенства в изучении второго языка. Однако несовершенная система и низкое качество обучения иностранным языкам мешает овладеть ими.
Ричард Харди (Richard Hardie), председатель лондонского подразделения компании UBS, рассказывает, что на рекрутинговом сайте этого швейцарского банка прежде было указано, что банку нужны сотрудники, владеющие несколькими языками. Однако руководству банка пришлось отказаться от этого требования, поскольку уровень языковых навыков соискателей существенно снизился.
Многонациональные компании имеют преимущества над более мелкими организациями, поскольку они могут набирать сотрудников-билингвов по всему миру или закреплять за ними задания, предполагающие полное погружение в иноязычную среду.
Уилл Доукинс (Will Dawkins) из компании по подбору менеджеров высшего звена Spencer Stuart утверждает, что «наиболее просвещенные компании» ищут таких кандидатов на руководящие посты, которые не только владеют несколькими языками, но и уже имеют значимый опыт «руководства в решении поставленных задач на иностранном языке».
Дуг Байлли (Doug Baillie), ведущий инспектор отдела кадров Unilever, согласен с этим утверждением: «Наши самые успешные лидеры – это те люди, которые говорят на нескольких языках и уже успели поработать в других странах».
Однако крупные компании иногда могут быть излишне самонадеянными. Трейси Роузборо (Tracey Roseborough), исполнительный директор Дипломированного института персонала и кадрового развития, увидела преимущества многоязычия еще в процессе работы с многообещающими менеджерами в Standard Chartered, но, по ее словам, уровень языковых навыков в некоторых крупных американских многонациональных компаниях, на которые она работала, не соответствует поставленным задачам. «Качество диалогов оставляло желать лучшего», - добавляет она.
Профессор Сораче советует компаниям бороться с предрассудками и неверными представлениями о двуязычии и использовать все возможности интегрировать экспатриантов в их родные сообщества ради блага самих сотрудников и их семей.
Однако самые серьезные беспокойства вызывает несовершенство систем образования – в частности в Соединенном Королевстве, граждане которого занимают последнее место среди членов Евросоюза по своим языковым навыкам – которое мешает эффективно изучать языки в школах. Добавьте когнитивные недостатки, от которых страдают монолингвы, к более очевидному дефициту общения и пренебрежению властей к проблемам изучения иностранных языков, и вы получите историю о потерянном потенциале.