Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану (часть первая)
Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану (часть вторая)
Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану (часть третья)
Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану (часть восьмая - девятая)
«Стратегия постоянной парадигмы»
Данную стратегию против священного строя Исламской республики Иран стали применять с 2008 года. Она проводилась в экономической, политической, военной и информационной областях.
Одним из главных шагов по реализации этой доктрины стало принятие резолюции № 1803 от 3 марта 2008 года, которая была задумана для того, чтобы сделать существующие финансовые и визовые санкции «парализующими».
Несмотря на предпринимаемые усилия в политической и дипломатической областях, по сравнению с другими странами мира в Иране наблюдается довольно стабильная ситуация. С другой стороны, потерпели неудачу попытки тогдашнего госсекретаря США Хилари Клинтон отдалить от Ирана некоторые страны, такие как Россия, Китай и Индия. Доказательством тому служит предоставленные прессе соответствующие сведения из источников Министерства информации и Организации информации Корпуса стражей Исламской революции. Об отражении «стратегии постоянной парадигмы» в политической и дипломатической областях говорят такие факты, как арест главаря террористической группировки «Джунд ош-Шайтан» («Солдаты дьявола»), банды «Пежак», нескольких израильских шпионов, а также захват американского беспилотника.
Что касается военной сферы, то стало очевидно, что США только на словах способны угрожать Ирану, занимающему пятое место в мире по коэффициенту безопасности.
Читайте также: Чего боится иранский режим?
Все эти поражения заставили президента США Барака Обаму обратиться с письмом к Духовному лидеру Ирану Али Хаменеи, что само по себе демонстрирует явное отступление Запада и США. Кроме того, на встрече «шестерки» с Ираном в апреле 2012 года в Стамбуле в сфере международного права получил юридический статус принцип «велаяте факих» (правление верховного богослова), согласно которому Исламская республика Иран не стремится получить ядерное оружие и не включает его в свою военную доктрину.
Что касается международного права, то во всех странах мира какие-либо новые постановления принимаются с опорой на собственное законодательство. К примеру, нам говорят, что иранский парламент должен ратифицировать Дополнительный протокол. Однако Духовный лидер Ирана Али Хаменеи лично заявил, что ядерное оружие не входит в военную доктрину ИРИ, и это признание было принято к сведению партнерами Ирана на встрече в Стамбуле. Фактически это говорит о том, что принцип «велаяте факих» получил международный статус.
В экономике меры Духовного лидера заключались в реализации лозунгов, провозглашаемых последние несколько лет. В стратегическом плане подобные лозунги схожи с планированием, которое составляется на годы вперед. Ежегодные лозунги, определяемые Духовным лидером, представляют собой те цели, которые необходимо достигнуть в масштабах всей страны.
Тот факт, что в последние годы Али Хаменеи сосредотачивает свои усилия в экономической сфере, говорит о необходимости отойти от системы установившегося в мире экономического господства и создать собственную независимую экономику.
Также по теме: Новая холодная война на Ближнем Востоке
Поскольку враги Ирана постоянно стараются давить на него, вводят санкции против банков, промышленных организаций и отдельно взятых предпринимателей, а иногда даже заказывает убийство иранских физиков-ядерщиков, Духовный лидер пытается создать у своего народа чувство уверенности в собственных силах и научить его доверять отечественным производителям. Таким образом, иранское руководство пытается использовать угрозы, исходящие от «стратегии постоянной парадигмы», для создания новых возможностей для своей страны.
«Стратегия ядовитой морковки»
Следующие меры, предпринимаемые Западом в 2008 году, уже относятся к другой доктрине, так называемой «стратегии ядовитой морковки». В ее рамках стали предприниматься усилия для повторного открытия американского дипломатического представительства в Иране, чтобы устанавливать прямые контакты с иранскими гражданами. Вместе с этим делались попытки обсуждать кандидатуру президента Ирана с иранскими умеренными реформаторами, однако и здесь ничего не удалось. В действительности, на кануне президентских выборов в 2009 году Запад рассчитывал путем изменения руководящего состава Исламской республики реализовать собственные политические установки, в частности, то, что касается ядерной программы Ирана. Именно эту цель преследовали в 2008 году попытки США открыть свое дипломатическое представительство в Иране и контакты европейских посольств в Тегеране с некоторыми иранскими политиками.
В ноябре 2008 года израильская арабоязычная газета Haaretz писала: «По словам заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Уильяма Бернса, обсуждение вопроса открытия в Иране американского дипломатического представительства реализуется в рамках «стратегии ядовитой морковки». Она предоставит Соединенным штатам возможность наладить прямые контакты с иранским народом и обсудить с умеренными реформаторами этой страны вопрос о том, кто займет пост президента Ирана в 2009 году».
Перевод Тарасовой Светланы.