Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ай Вэйвэй и Pussy Riot: в защиту нескромных диссидентов

© Фото : SundanceКадр из фильма "Pussy Riot: Панк-молитва" (Pussy Riot—A Punk Prayer )
Кадр из фильма Pussy Riot: Панк-молитва (Pussy Riot—A Punk Prayer )
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и Ай, Pussy Riot соответствуют карикатурному образу оппозиции, как ее представляет правительство Владимира Путина, - инфантильной, бездумно не уважающей власть и поддерживаемой больше на Западе, чем на родине. Даже российские оппозиционеры стараются дистанцироваться от участниц группы, хотя и выступают за их освобождение.

Когда стало известно, что китайский художник Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) выпускает альбом в жанре «хеви-метал», Мэтт Скьявенца из Atlantic задался вопросом о том, насколько полезны выходки самого известного китайского диссидента для дела демократии:

«Сам по себе факт, что Ай может заниматься подобными вещами, - это своего рода триумф. Однако раздувая свою известность и прибегая фактически к саморекламе, Ай превращается в неуклюжую пародию на самого себя. Этим он играет на руку той самой силе - Коммунистической партии Китая - против которой регулярно выступает. Сам того не желая, он начинает соответствовать создаваемому КПК образу диссидента – “нарцисса”, которого больше интересуют прихоти иностранных почитателей, чем нужды собственного народа».

Читайте также: Путин все еще боится Pussy Riot


Если бы Ай был просто художником, или даже политизированным художником в более демократической стране, он был бы совершенно невыносим. «Могучий и нелепый, отважный и лицемерный, с несомненным блеском и откровенным идиотизмом», - пишет о нем критик Джед Перл (Jed Perl) в своей статье о его последней выставке в вашингтонском музее Хиршхорна. И безусловно, есть определенный порог – назовем его порогом FEMEN – после которого деятельность превращается из борьбы за перемены в пиар-акцию.

Однако различие, которое проводит Скьявенца между «тихим профессором» Лю Сяобо (Liu Xiaobo) и Аем с его танцами под «Gangnam Style» и фотографиями в обнимку с Элтоном Джоном, подразумевает, что рафинированные интеллектуалы имеют большее право противостоять режиму, чем шумные честолюбцы.

Скьявенца проводит, как мне кажется, правильную параллель между Аем и российскими Pussy Riot. Как и Ай, Pussy Riot соответствуют карикатурному образу оппозиции, как ее представляет правительство  Владимира Путина, - инфантильной, бездумно не уважающей власть и поддерживаемой больше на Западе, чем на родине. Даже российские оппозиционеры стараются дистанцироваться от участниц группы, хотя и выступают за их освобождение. Блоггер Алексей Навальный назвал их «дурами», а Михаил Ходорковский списал их поступок на «ошибки» юношеского радикализма.

Также по теме: Наступление на гражданское общество в России продолжается

Я понимаю, что российским активистам, а также западным журналистам, которые освещают их деятельность, обидно, что мир обратил на них внимание только тогда, когда в ход пошло слово «pussy». Но утверждать, что кого-то нельзя поддерживать, потому что он соответствует созданному авторитарной властью стереотипу, опасно. Подобные заявления слишком близко подходят к тому, чтобы позволить авторитарным лидерам определять общественный дискурс.

Подумайте, что критики Ая и Pussy Riot сказали бы о Феле Кути (Fela Kuti), пионере афробита, который в 1970-х годах был "бельмом на глазу" нигерийской военной диктатуры, который провозгласил свою студию звукозаписи независимой страной и женился разом на 27 своих бэк-вокалистках. Чтобы верить, что твое артистическое самовыражение стоит риска ареста или смерти, нужно обладать весьма специфическим типом личности. Такие люди не всегда бывают приятными.