Следственный комитет России прекратил уголовное дело по факту смерти сотрудника фонда Hermitage Сергея Магнитского в связи с отсутствием события преступления.
«В ходе расследования уголовного дела объективных данных о совершении в отношении Магнитского преступлений не установлено», — говорится в сообщении на сайте СКР.
При этом в официальном сообщении Следственного комитета перечислены болезни, от которых, по официальному заключению судебно-медицинских экспертов, умер 37-летний юрист: «острая сердечная недостаточность, отек мозга и легких с острыми кровоизлияниями, развившимися в связи с фибрилляцией желудочков сердца, в результате осложнения имевшихся у него двух основных конкурирующих заболеваний: вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита».
Фонд Hermitage Capital в официальном комментарии заявил, что прекращение уголовного дела о смерти Сергея Магнитского — это свидетельство того, что российское государство официально встало на позицию защиты мучителей и убийц Сергея Магнитского.
Глава фонда Уильям Браудер в интервью Русской службе Би-би-си заявил, что прекращение следствия — это «явная попытка российских властей самого высокого уровня замять это дело».
«Это попытка замять дело о пытках и убийстве Сергея Магнитского, несмотря на то, что это одно из тех дел о нарушениях прав человека, в котором имеется достаточно документальных свидетельств. Сергей написал более 450 жалоб на то, как с ним обращаются в тюрьме и какому давлению и пыткам он подвергается. Есть и косвенные доказательства со стороны российской системы правосудия относительно утверждений Сергея», — подчеркнул Браудер.
Родственники Сергея Магнитского уже заявили, что обжалуют решение о прекращении уголовного дела по факту его смерти.
«Возможность обжаловать такие решения предусмотрена. Разумеется, мы будем это делать», — сказал Интерфаксу адвокат матери Магнитского Николай Горохов, добавив, что узнал о прекращении дела от журналистов.
Резонансное дело
Аудитор инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский был арестован в ноябре 2008 года по обвинению в том, что помогал главе компании, британскому инвестору Уильяму Браудеру уклоняться от уплаты налогов.
Незадолго до этого Магнитский обвинил группу милицейских чинов и налоговых инспекторов в том, что они с помощью похищенных документов нескольких фирм Браудера украли из госбюджета 5,4 млрд рублей (230 млн долларов США).
Арестовали Магнитского те самые люди, которых он обвинил.
В течение 11 месяцев Магнитский находился в «Бутырке», а затем был переведен в «Матросскую тишину».
Находясь в СИЗО, он обратился за медицинской помощью. 16 ноября 2009 года 37-летний Сергей Магнитский умер.
Смерть юриста вызвала широкий общественный резонанс и возмущение ряда международных правозащитных организаций, которые считают, что российские власти целенаправленно скрывали причины смерти Магнитского.
«У нас есть доказательства того, что Магнитскому не оказывалась достаточная медицинская помощь, его избивали, его постоянно переводили из камеры в камеру — около 20 раз, и все это делалось, как ему говорили, для того, чтобы добиться от него признания», — сказал в интервью Русской службе Би-би-си Уильям Браудер.
Следствие по делу о гибели Магнитского продолжалось более двух лет.
В декабре 2012 года единственный обвиняемый по делу о смерти юриста — бывший заместитель начальника СИЗО «Бутырка» Дмитрий Кратов — был оправдан Тверским судом Москвы в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Мать и вдова Сергея Магнитского и их адвокаты считают, что Дмитрий Кратов был назначен «стрелочником», а следствие, обвинение и суд постарались сделать так, чтобы реальные виновники преследования и смерти юриста ушли от ответственности.
Помимо Дмитрия Кратова, в качестве подозреваемой фигурировала его подчиненная Лариса Литвинова, однако в апреле 2012 года Следственный комитет прекратил уголовное преследование Литвиновой в связи с изменениями в Уголовном кодексе.
«Искусственно политизированное дело»
В сентябре 2012 года в Конгресс США был внесен законопроект о запрете въезда в США лицам, предположительно причастным к делу Магнитского. К концу года палата представителей и Сенат США приняли закон, который стал называться «закон Магнитского».
В ответ Государственная дума России приняла закон, запрещающий усыновление российских сирот американскими семьями.
Призывы к принятию закона об отказе в получении виз и замораживании активов предположительных виновников смерти Магнитского прозвучали и в странах ЕС.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал дело искусственно политизированным.
В одном из интервью в начале 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подчеркнул, что Сергей Магнитский «не был борцом за правду».
«Он был корпоративным юристом или бухгалтером и отстаивал интересы людей, которые его наняли. Он не борец за правду. Тем не менее, его, естественно, жалко, потому что он скончался в тюрьме», — заявил Медведев в интервью телеканалу Bloomberg TV.
На март 2013 года были назначены предварительные слушания по уголовному делу в отношении Сергея Магнитского, обвиняемого в уклонении от уплаты налогов. А глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер был обвинен в хищении акций «Газпрома».
Международная правозащитная организация Amnesty International потребовала прекратить посмертное уголовное преследование юриста Магнитского.
Глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер в интервью Русской службе Би-би-си отметил, что попытки не дать замять это дело будут продолжены.
«Мы надеемся, что санкции по закону Магнитского — визовые запреты и замораживание счетов лиц, причастных к этому делу — будут приняты в Европе», — сказал Браудер.