Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый Папа подвергается проверке в первые 100 дней. Преемник Бенедикта XVI найдет на своем письменном столе не только доклад трех кардиналов о Vatileaks, но и целый список встреч и неотложных задач. Евангелизация, педофилия, диалог с другими религиями - вот те первоочередные задачи, доставшиеся в наследство преемнику Бенедикта XVI.

Новый Папа подвергается проверке в первые 100 дней.  Преемник Бенедикта XVI найдет на своем письменном столе не только доклад трех кардиналов о Vatileaks, но и целый список встреч и неотложных задач. Более 150 выборщиков, а также кардиналы, не участвовавшие в выборах, но приехавшие в Рим примерно за десять часов до собрания в Сикстинской капелле, изложили в письменном виде все эти задачи. Это был один из самых долгих конклавов современной эпохи, если учесть, что виртуально он начался 11 февраля, в день, когда отрекся  Бенедикт XVI. Многим он показался более напоминающим синод. Никогда ранее кардиналы Святой коллегии не высказывались так свободно и искренне не только по церковным проблемам, но и по вопросам раскола и разногласий внутри церковной иерархии. Они коллективно размышляли над нерешенными проблемами, оставшимися после понтификата Йозефа Ратцингера и длительного периода упадка при Кароле Войтыле. Был проведен откровенный анализ проблем, от решения которых церковь больше не может уклоняться. Возможно, эти события будут предшествовать Третьему Ватиканскому собору, проведения которого многие желают.

Вот семь основных пунктов в повестке дня нового понтифика, оставшиеся в наследство от его предшественника.

 

Евангелизация

Ратцингер говорил о евангелизации с самого начала своего понтификата. Первейшей задачей церкви является провозглашение Благой вести и радости веры. Но после восьми лет эта цель остается в основном невыполненной, как и Год веры, который Бенедикт XVI провозгласил, но не пожелал завершить. Кардиналы высказались по этому поводу очень ясно.  Речь не только о том, чтобы реагировать на религиозное равнодушие Запада или бороться с «диктатурой релятивизма», которая подрывает основы современного общества. Церковь должна найти в себе силы для возобновления эффективного провозглашения Благой вести на всех широтах и вне зависимости от культур. Ключ к решению этой задачи лежит в единстве. Недостаточно использовать социальную сеть Twitter и созывать грандиозные собрания молодежи. Кардиналы считают, что новый Папа должен использовать на практике более радикальную формулу, выраженную в двух словах: общность и сопричастность. Проблемы обряда и проведения литургий, на которые было потрачено столько энергии во время предыдущего понтификата, отодвигаются на второй план. Другими словами, нового Папу призывают раздвинуть горизонт и обратить взгляд на Китай и другие азиатские страны.

 

Диалог с другими религиями и с неверующими

Тема Благовещения обсуждается наравне с темой диалога, в особенности — с неверующими. В этом диалоге никто не должен чувствовать свое превосходство, поэтому другим ключевым словом в повестке дня нового понтифика должно стать смирение. Церковь не должна бояться  говорить с теми, кто к ней не принадлежит: как с неверующими, так и с исповедующими другую веру. Путь, пройденный после полемики, разразившейся в связи с речью Бенедикта XVI в Регенсбурге, был очень длинным, и он принес свои плоды в диалоге с исламским миром. Но новый понтифик и кардиналы хотят добиться качественного скачка в области экуменистического диалога с другими христианами. Эта задача во время понтификата Ратцингера оставалась в тени. Накануне пятисотлетней годовщины протестанской реформы для католиков наступил момент проанализировать свою совесть. Нельзя забывать о том, что сегодня разделение между христианами выражается в распространении в Латинской Америке и в остальном мире привлекательных, но агрессивных новых харизматичных  пятидесятнических церквей.

 

Реформа курии и выбор «лидеров»

«Будьте как единый оркестр», - просил  Бенедикт XVI кардиналов в день прощания с ними. После периода, отравленного внутренней борьбой, все хотят возвращения гармонии. К единству и примирению призывал декан Коллегии кардиналов Анджело Содано во время гомилии «missa pro eligendo romano Pontifice» перед входом кардиналов-выборщиков в Сикстинскую капеллу. По мнению большинства кардиналов, Vatileaks стал следствием отсутствия коллегиальности в руководстве церковью. В светских терминах это явление можно выразить как отсутствие духа единой команды. Воззвание Содано «к разоружению партий и фракций» должно подготовить почву для радикальной реформы курии. Необходимо  рационально преобразовать центры власти в лоне Ватикана, способствовать сотрудничеству между различными главами министерств («министрами» Папы) и больше вовлекать в работу различные конференции епископов. Отречение  Бенедикта XVI проявило епископальный характер роли Папы. Его преемник, «епископ епископов» призван укрепить коллегиальность. Нужно будет преодолеть индивидуализм и разногласия. Но задача не только в этом: новый понтифик должен пересмотреть критерии отбора «руководящего класса» церкви. Механизм назначения епископов непрозрачный, он сильно зависит от личного усмотрения. В результате на эти посты назначаются покладистые священники, а не сильные и харизматичные личности. Неуверенность этого конклава — это симптом системы, которая не позволяет выделиться лучшим.

 

Более прозрачная финансовая система

Реформировать курию значит одновременно произвести революцию в финансовой системе Ватикана. Речь идет не только о том, чтобы продолжить переговоры с Советом Европы и добиться того, чтобы банк Ватикана, носящий название Институт религиозных дел (IOR), оказался в «белом списке» финансовых институтов. Финансовая система под сенью купола собора Святого Петра разделена на  независимые центры: помимо IOR есть Администрация церковного имущества Святого Престола (APSA) с финансовой секцией и текущими счетами, Управление, которое значительную часть своего бюджета инвестирует в недвижимость, Пенсионный фонд и Пропаганда веры. В условиях такой раздробленности прозрачность и контроль практически невозможны. Контрольные органы тоже раздроблены: Префектура экономических дел, Управление финансовой информации Святого Престола, Комиссия кардиналов по делам  IOR. Поэтому новому понтифику предстоит решить трудную задачу упрощения и рационализации финансовой системы. Это будет не так легко сделать, так как нужно будет нарушить структуру власти, сформировавшуюся за много лет.

 

Роль женщин и мирян

Эхо протестов американских монахинь донеслось до Сикстинской капеллы. На конгрегации кардиналов говорилось о роли женщины в церкви. В особенности католики южного полушария требуют нового участия. До сих пор дело не шло дальше некоторого участия женщин в ватиканских министерствах, в обслуживающей сфере и принятия некскольких  журналисток в Osservatore romano. Но есть требования радикально пересмотреть положение женщин. Было сказано, что концепция преимущественного права мужчин в области управления лежит в основе скандалов и внутренних войн. Необходимо также  пересмотреть и роль мирян. Тема примирения займет значительную часть повестки дня Папы.

 

Борьба с педофилией

Подтверждается намерение вести с этой язвой непримиримую борьбу. Заявление американских кардиналов предельно ясно. Тем не менее, претворение в жизнь директив Бенедикта XVI в национальных церквях все еще осуществляется по-разному, начиная с Италии. Речь идет о том, чтобы пролить свет на прошлые грехи без всяких умолчаний. Но нужно усовершенствовать и систему отбора священников в семинариях и систему образования. Эта тема очень живо обсуждалась в ходе конклава, причем кардиналы высказали различные мнения.

 

Сексуальная мораль

«Скрытый раскол», характерный для католической церкви во многих странах, в особенности касается сексуальной морали и внутренних вопросов семьи. Перед новым Папой стоит задача приема  прежде разведенных, а потом создавших новую семью в лоно церкви, их доступ к таинствам, получение ими возможности заключить второй церковный брак. Еще Бенедикт XVI в начале своего понтификата приглашал поразмыслить на эту тему, но никаких конкретных шагов в этом направлении предпринято не было. Более закрытыми темами, кажется, являются биоэтика и применение противозачаточных средств. В вопросе эвтаназии новый Папа должен будет учитывать эволюцию в воззрениях многих церквей и даже иерархических кругов. Здесь тоже могут быть неожиданные решения.