В выходные Ангела Меркель заявила, что за кипрский банковский кризис придется платить тем, «кто за него ответственен», а не только европейским налогоплательщикам. По плану ЕС, отвергнутому во вторник кипрским парламентом, российские вкладчики на Кипре должны пострадать, потому что германскому канцлеру это показалось политически выгодным.
Почему ответственность возлагают именно на них? Проблемы у кипрских банков возникли не из-за российских вкладов, а из-за того, что условия реструктуризации греческого долга, предложенные чиновниками Евросоюза (в том числе берлинскими), ударили по кипрским банкам, которые держали большие объемы греческих обязательств. Напротив, благодаря российским инвестициям Кипр превратился в современную европейскую страну.
На каком основании немецкие чиновники считают, что российские вкладчики отмывают деньги? А как насчет 60 000 британских вкладчиков, в основном пенсионеров, и обычных граждан Кипра?
Ответ очевиден. Немцы проталкивают откровенно безответственный «налог» на кипрские вклады, потому что ни средний британский или кипрский пенсионер, ни российские вкладчики не имеют серьезного влияния на европейских министров финансов. Судя по всему, как и Кипр, который, хоть он и член ЕС, находится сейчас в катастрофической ситуации.
Читайте также: Кипр - русские идут?
Заявления германских чиновников о том, что эти действия оправданы, так как россияне «отмывают деньги», только усугубляют ситуацию. Это абсурдный и неуместный аргумент: многие российские вкладчики – представители малого и среднего бизнеса, законно поместившие свои деньги на Кипре. В глазах Берлина любой россиянин или украинец с банковским счетом – подозреваемый.
Кипр оказался между старым другом (Россией) и новыми европейскими партнерами (не такими уж дружелюбными), которые готовы дать Никосии денег, если она забудет старого друга. Европейский Центральный банк даже выразил готовность поддержать стабильность кипрских банков и одолжить достаточно средств, чтобы они могли сохранить ликвидность после конфискации. Однако здравый смысл подсказывает, что эти экстренные кредиты будут стоить значительно больше, чем те 6 миллиардов евро, которые ЕЦБ не готов сейчас выделить, потому что, если будет введен налог, с Кипра утекут десятки миллиардов. Несомненно, есть лучшее решение.
Во-первых, ЕС должен прекратить нелепую экспроприацию вкладов с помощью конфискационных налогов. Европейский Союз не сможет сохранить единство, если в период кризиса решения будут приниматься, исходя из национальной (германской), а не общеевропейской точки зрения, а малые страны можно будет притеснять.
Также по теме: Русские и дефолт на Кипре
Во-вторых, Россия и Британия должны дать отпор Германии и принять ответные меры. Международное право дает хорошие основания, чтобы привлекать к ответственности правительства и отдельных чиновников за принуждение к экспроприации.
В-третьих, России имеет смысл откликнуться на просьбу Никосии о помощи, высказанную в последний раз во вторник, когда министр финансов Кипра прилетел Москву. Кипру нужно 16 миллиардов евро. Европа готова дать 10 миллиардов. России следует одолжить еще 6 миллиардов.
Правильное решение для Кипра должно затрагивать все заинтересованные стороны. Вместо того, чтобы удушать бизнес и убивать банковскую систему, необходимо стимулировать дальнейшее развитие страны, чтобы она могла выплатить свои долги. Кредит, выдаваемый Кипру, должен быть обеспечен его полезными ископаемыми – в том числе правами на разработку недавно обнаруженных шельфовых месторождений газа, – землей, собственностью и долями в банках. Затем эти капиталовложения необходимо секьюритизировать и приватизировать. Частные интересы будут способствовать экономическому развитию, помогут осчастливить кредиторов и восстановить благосостояние Кипра.
Автор – председатель российского адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».