Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Шахар Леви (или, как называют его жители столицы, Шахар Ресто) преподнес иерусалимцам неприятный сюрприз. Никто не мог предположить, что одно из наиболее нормальных мест в столице, популярное заведение «Рестобар», будет вынуждено закрыть свои двери только потому, что владелец здания, в котором расположен ресторан, не одобряет продажу креветок и блюд, в которых мясные ингредиенты смешивают с молочными. И все это - в самом сердце светского квартала Иерусалима.
Закрытие «Рестобара» является одним из наиболее знаковых событий в Иерусалиме за последние несколько лет. «Дело нашей жизни разрушено», - написал Леви сотрудникам и постоянным клиентам ресторана. Но не только им. Эти слова обращены ко всем секулярным жителям столицы, тем немногим, кто еще до сих пор не уехал из этого города.
Конечно, «Рестобар» - это всего лишь еще одно заведение, которое прекратило свою работу, и некоторые могут сказать, что данный случай отнюдь не является показательным, поскольку в городе все еще функционируют другие места (их можно перечислить по пальцам). Но есть в этой истории глубокая символика. Она свидетельствует о том, что, несмотря на искренние попытки мэра города Нира Барката привлечь в столицу секулярных граждан, светский Иерусалим проигрывает битву ортодоксам.
Ни иерусалимский марафон, ни гонки «Формула-1» вокруг стен старого города, ни рыцарские фестивали возле Стены плача не смогут остановить мощную ультраортодоксальную волну, которая накрывает Иерусалим. Наблюдается постоянный отток из города светских жителей. Даже в том квартале, в котором был расположен «Рестобар», светском квартале по всем параметрам, уже начали расселяться многие ультраортодоксальные семьи.
Смелая деятельность секулярной иерусалимской молодежи, которая продолжает вести светский, свободный образ жизни, также не сможет изменить демографические тенденции. Иерусалим всегда воспринимался неортдоксальными израильтянами из другим городов как город харедим. Когда-то это было не совсем оправданным стереотипом. Но не теперь. С точки зрения ультраортодоксального населения, нет лучшего для жизни города, чем Иерусалим. Сам факт проживания в Иерусалиме для этой части общества является своеобразным статусным показателем. Их готовность защитить «святость» Иерусалима, их организованность, не в пример выше, чем стремление секулярных иерусалимцев отстоять нормальность своего родного города.
Иерусалим переживает глубочайшую трансформацию во многих сферах. Недвижимость, квартиры, центры досуга приобретаются представителями ультраортодоксального населения. Если это продолжится нынешними темпами, то через 20 лет в Иерусалиме не будет ни единого места, в котором секулярные горожане могли бы проводить досуг. И людской колорит этого прекрасного города, в котором всегда сочетались три элемента – свесткий, ультраортодоксальный и мусульманский – изменится до неузнаваемости.