В прошлом месяце в своем выступлении в Конгрессе США Барак Обама эмоционально заявил: «величайший народ на Земле – именно величайший народ мира - не может продолжать развивать бизнес, дрейфуя от одного кризиса к другому. Мы не можем делать этого». И первого марта, как и должно было случиться, очередной переломный момент: в силу вступил «секвестр» (пакет бюджетных сокращений, будто специально разработан в таком жестком виде, что Конгресс пойдет на принятие лучшего варианта бюджета). Если Конгресс не согласится на увеличение бюджета, 28 марта правительство США будет вынуждено временно прекратить свою работу. В мае 2013 года государственный долг крупнейшей державы достигнет своей предельной величины, и, если максимальная сумма задолженности не будет повышена, дядя Сэм скоро не сможет платить по счетам.
И, как замечают аналитики Экономист, это та Америка, над которой смеются китайские лидеры, а весь остальной демократический мир теряет в нее веру. Аналитики Экономист описывает нерадостную картину: государственный долг страны растет, демографическое старение становится угрозой для бюджетных проблем, качество школьного образования в системе международных стандартов - посредственное, инфраструктура неустойчива, правила обременительны, налоговые правила запутанные, действующая иммиграционная система непродуманная. И, наконец, эксперты напоминают, что в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума, всего лишь за четыре года страна скатилась с первого на седьмое место. Во время прошлогодней предвыборной кампании и Барак Обама, и тогдашний его соперник Митт Ромни - оба с горечью говорили о том, что американская мечта начинает ускользать. Сегодня важнейшие предприятия страны буквально сидят на своих почти двух триллионах долларов наличными, поскольку попросту не решаются инвестировать - отчасти из-за того, что руководители корпораций не представляют себе, какая из противоборствующих сторон в Вашингтоне в состоянии урегулировать и разрешить проблемы.
Но при этом, как отмечает Экономист, существует и другая Америка, где все работает. Сигнал приходит из области, которую эти предприниматели любят обозначать как «реальная экономика». Последние данные статистики по рынку занятости и жилищному сектору - вполне благоприятные. Восстанавливается и потребительский бюджет. Совсем недавно фондовый рынок США достиг рекордно высокого уровня. Часть этих изменений носят циклический характер: частный сектор восстанавливается после дефицита кредитования. Однако эти факторы демонстрируют, что и за пределами округа Колумбия страна взялась за решение ряда серьезнейших проблем. Предприниматели и политики, не дожидаются, пока Федеральное правительство придет к ним на помощь, они начали борьбу с проблемами, которые Конгресс как будто не замечает.
Как уверены аналитики Экономист, одна из причин для оптимизма состоит в том, что американские изобретатели работают как никогда активно, а предприниматели, как всегда, с готовностью подхватывают их идеи. Недавно американцы повторили свой старый рекорд по уровню инвестиций в НИОКР – 2,9% от ВВП – поставленный в разгар «космической гонки». В США находятся 27 из 30 университетов, публикующих наиболее цитируемые научные работы, и американцы продолжают с успехом реализовывать эти идеи. При том, что многие страны обладают значительными запасами нефти и газа, скрытыми в твердой породе, только американские предприниматели нашли способ, как освободить эту энергию, и быстро коммерциализировали технологию; активная добыча сланцевого газа стала локомотивом американской экономики.
Часть средств на разработку технологии фракинга была выделена федеральным правительством, но революция в области добычи сланцевого газа произошла во многом вопреки политике Б. Обамы и его «зеленых» регуляторов. Процесс проходил снизу вверх: ключевую роль играли предприниматели и руководство таких штатов, как Северная Дакота, которые боролись за инвестиции намного активнее, чем те же французы.
То, что происходит, не случайно. Испытывая нехватку наличных средств, штаты проводят радикальные реформы в стремлении привлечь инвестиции и мигрантов. В Луизиане и Небраске планируют отменить личный подоходный налог и налог с прибыли корпораций. В Канзасе создано «Управление по отмене статутов и законов» (“the Repealer”), направленное на борьбу с бюрократическими препонами; в этом же штате средним школам выплачивают премии за каждого ученика, получающего определенную профессионально-техническую квалификацию. В Огайо приняли решение приватизировать Агентство Экономического Развития; в штате Виргиния недавно прошла реформа системы налогообложения в нефтяной отрасли.
В этой второй, предприимчивой Америке, творчески подходят к решению проблем, от которых бежит Конгресс, например, затраты на инфраструктуру. В то время, как федеральное правительство бездействует, администрации штатов и городов, не обладая большими средствами, придумывают новые способы мобилизации капитала на строительство дорог, мостов и школ. В Чикаго действует специальный фонд, который занимается привлечением частных средств на ремонт ветхих городских построек. В штате Индиана начали приватизацию, которая поможет собрать деньги на строительство дорог.
Даже система образования демонстрирует некоторые признаки изменений. Штаты проводят крупнейшую на нашей памяти реформу школьного образования. Сорок пять из них разрабатывают новые учебные программы. Экзамены принимают строже, при этом школы и учителя теперь обязаны нести ответственность за их результаты. В тридцати восьми штатах введена новая система оплаты труда учителей, во многих из них размер заработной платы преподавателя теперь увязан с результатами экзаменов. В сорока двух штатах в настоящее время законодательно разрешено существование независимо управляемых, и при этом финансируемых правительством, «чартерных школ». Эксперты считают, что пока слишком рано делать прогнозы относительно результатов таких переворотов, однако, давно назревшая реорганизация, наконец, началась.
Нормативно-правовое регулирование, инновации, инфраструктура, образование – каждая из этих сфер имеет решающее значение для конкурентоспособности страны. Из небольших достижений на региональном уровне складывается общая картина успешного государства. И как отмечают аналитики Экономист, в этом и состоит суть Америки, в которой все работает.
Эксперты задаются вопросом: а что же федеральное правительство? В каких-то случаях оно помогает – например, федеральные Законы стали катализатором реформ в области образования. Однако, как считают наблюдатели Экономист, чаще всего действия Президента и погрязшей в склоках Республиканской партии оказываются бесполезными или даже вредными. Например, федеральный закон, ограничивающий плату за проезд по автомагистралям, лишает штаты прямого и очевидного источника средств на строительство новых дорог. Условия федерального налогового кредита на НИОКР регулярно пересматриваются, что создает ненужную неопределенность для тех, кто инвестирует в инновации. Конгресс препятствует притоку талантливых иммигрантов (и делает преступниками многих из тех, кто приехал). Положение Америки было бы гораздо лучше, если бы Вашингтон прислушивался к толковым советам многочисленных государственных исследовательских институтов: слишком велика цена упущенных возможностей.
Британские эксперты не исключают, что ситуация может ухудшиться. «Искусственные кризисы» в Вашингтоне могут подорвать те области, где сейчас все хорошо работает. Улучшенные школы и дешевая энергия, - все это, конечно, замечательно. Однако аналитики уверены, что, если ни Барак Обама, ни Конгресс не предпримут шаги для обуздания просто недопустимого роста расходов на здравоохранение и пенсии, Америка продолжит свой путь к разорению. К 2037 объем таких социальных выплат достигнет 17% от ВВП, что является неприемлемой цифрой. В Лондоне убеждены, что даже если Америка, которая сейчас не справляется с проблемами и не может пока собраться с силами, то по крайней мере, Барак Обама и Республиканцы должны сделать все возможное, чтобы не погубить страну.