Поздним вечером я еду с Лешей за дозой. Три часа назад он позвонил дилеру, получил от него номер счета и перевел туда шесть тысяч рублей. Дилер проверил платеж, перезвонил и сказал, что два грамма героина в сигаретной пачке будут ждать под знаком «парковка запрещена» в 20 метрах после съезда с шоссе. Леша приступает к поискам: копает, переворачивает все вокруг, ищет «на нюх». Есть! В машине он разрывает дрожащими руками пачку, кипятит раствор на бабушкиной ложке (так он говорит) и вводит в вену. Его руки и ноги – это одна сплошная рана. Сейчас Леше 28 лет, с 18 он употребляет наркотики, в тюрьме за них он провел три года.
Таких как Леша в столице тысячи. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков в последнее время рапортует, однако, об успехах. Перед Новым годом сотрудники антинаркотической службы изъяли в столице 14 тонн афганского героина, которые ехали вперемешку с цитрусовыми на двух фурах из Таджикистана. Разработка преступной сети заняла два года, несмотря на это главаря преступной группы поймать не удалось, попались только мелкие дилеры.
Читайте также: Прибыльный мир торговли экстази
После Нового года было объявлено о перекрытии канала поставок колумбийского кокаина. Для южноамериканских наркотических картелей Россия становится все более важным рынком сбыта и основным перевалочным пунктом. Грамм кокаина в Москве стоит пять тысяч рублей, покупают его в основном представители богемы. Среднестатистический российский наркоман ограничивается героином. Россия стала главным потребителем и посредником в обороте наркотиков из Афганистана: половина афганской продукции оседает здесь. «Это 25-50 тонн героина в год, - оцениваете Густаво до Хостос (Gustavo de Hostos) – представитель доминиканского антинаркотического ведомства в Москве. – В год удается перехватить не более10 процентов товара, находящегося на рыке. Такие успехи, как поимка 14 тонн случаются очень редко».
Прыжок из окна
Антинаркотическая группа Дианы выходит из метро и сразу же замечает у торгового центра красные «Жигули». Все продолжается минут пять: 20 молодых людей в спортивных костюмах крушат автомобиль бейсбольными битами и переворачивает его на крышу, обливают водителя и продавца ярко-красной масляной краской и прогоняют с места инцидента. Полиция смотрит на происходящее издалека и не вмешивается.
Самой большой наркотической проблемой России стали в последнее годы так называемые спайсы, то есть травяные смеси, пропитанные химическими составами. Из представленных на рынке 300 разновидностей власти признали опасными для здоровья лишь 50 и запретили их продажу. Между тем подобные смеси гораздо опаснее, чем наркотики растительного происхождения. В некоторых регионах, в частности, у границы с Китаем, курение «спайсов» приобрело масштаб эпидемии. Смертность от их употребления растет с каждым днем.
Также по теме: Кремлевский борец с наркотиками Виктор Иванов выступает за глобальную войну с наркотрафиком
Для борьбы с распространением курительных смесей властям не хватает правовых инструментов: на изучение одного продукта лаборатории требуется как минимум полгода. «За это время на него успевает "подсесть" более 30 тысяч человек», - говорит ФСКН России представитель Илья Шлыков.
Поэтому инициативу в борьбе с курительными смесями взял на себя Молодежный антинаркотический спецназ. Активисты ищут в Интернете объявления о пунктах продажи «спайсов», собирают боевую группу с битами и краской и нападают на дилеров, располагающихся в киосках или автомобилях. Товар уничтожается, а дилеров обливают краской, бьют и отпускают.
До того, как Диана возглавила боевой отряд, она покурила «спайс». Помнит она мало: знакомые рассказывают, что она разделась, предлагала заняться любовью всем участникам вечеринки, а потом взобралась на подоконник и лишь чудом не выпрыгнула с восьмого этажа. Спустя неделю знакомые, которые угостили Диану курительной смесью, пришли к ней снова и спросили, не хочет ли она покурить еще. Дианины друзья жестоко избили их, а товар сожгли. Так появилась первая группа антинаркотического спецназа. Это обычная молодежь, которую можно встретить в спальных районах, во дворах и в кино. Чаще всего это студенты и старшеклассники: длинные волосы, угри на лице. Они не курят и не употребляют алкоголь.
Вначале их взяла под свою опеку «Россия молодая» - молодежное движение, которое выступает против западной экспансии, терроризма и коррупции, сайентологов, наркомании и табакокурения» (из манифеста движения 2005 года). Сейчас у спецназа нет официальных опекунов, а его основная цель – «спасти молодежь от тлетворного влияния западной цивилизации смерти».
Читайте также: Пусть наркотики, только бы не США
Выкуп
Не лечить, а наказывать: такую стратегию борьбы с наркоманией поддерживает большинство россиян. В России нет программы по профилактике наркомании и реабилитации зависимых. Длившаяся несколько лет дискуссия о метадоновой терапии закончилась внесением метадона (считающегося на Западе лекарством) в список запрещенных наркотических веществ. Власти раздумывают над введением пожизненного заключения за хранение более одного килограмма тяжелых наркотиков. В настоящий момент за хранение дозы до двух граммов можно получить четыре года, а за большее количество – до десяти лет.
В борьбе с наркоманией Кремль закрывает глаза на деятельность таких организаций, как «Город без наркотиков», которая предлагает за круглую сумму излечиться от зависимости: крепкие ребята в спортивных костюмах держат пациентов прикованными цепями к кроватям, пока у тех не минует кризис, связанный с детоксикацией организма.
Леша вспоминает, как его мама однажды отправила его в такой подмосковный центр. «Мне удалось сбежать, но я знаю, что многие не выдерживают лечения и просто умирают, захлебываясь в своей рвоте», - рассказывает он.
По мнению Густава де Хостоса, самое большое препятствие в борьбе с наркоманией – это коррупция. Недавно Леше не повезло: он договорился забрать покупку, но его выследила полиция. В компьютерной базе значилось, что он уже сидел за наркотики, значит, рецидивист: до десяти лет тюрьмы. Полицейские потребовали по десять тысяч рублей. Леша сдал в ломбард все украшения матери и откупился. Точно также, только за более крупные суммы откупаются и наркобароны.
Также по теме: 200 миллионов людей принимают запрещенные наркотики
Армия
Прислонясь к остову разбитой «Лады», Диана говорит о тысячах молодых людей, которым угрожает наркомания. «"Спайсы" сейчас можно заказать в интернете, как пиццу – с доставкой на дом. За такими дилерами мы охотимся», - объясняет 19-летняя блондинка. На вид - самая обычная девушка.
Ее боевой отряд уничтожил 50 пунктов продажи курительных смесей. Диана этим гордится и рассказывает историю Анна Гайдук, которой повезло гораздо меньше, чем ей самой: та покурила спайс, вернулась домой,
сказала бабушке, что с ней происходит что-то не то, выбежала на лестницу и нашла на чердаке открытое окно. Подобных случаев – сотни. «Поэтому люди поддерживают нашу организацию», - говорит Диана.
Антинаркотический спецназ насчитывает 80 тысяч членов в 30 городах России. Это мощная армия. В одной Москве «спецназовцы» способны собрать за час пять тысяч бойцов. «Формально наша деятельность нелегальна, но мы не можем безучастно смотреть, как наркотики уничтожают нашу молодежь, а те, кто их распространяет, на этом наживаются. За один день пункт продажи курительных смесей может заработать до 100 тысяч рублей», - говорит Диана.
Дилеры не реагируют на деятельность молодежного спецназа, а в случае нападений спасаются бегством. Однако в последнее время они все чаще стали нанимать вооруженную охрану. Рано или поздно прольется кровь.