Приход весны в Европу отложился из-за погодных условий. Очередной саммит ЕС прошел по-зимнему холодно и, ввиду своей безрезультативности, оставил неприятные впечатления. Впрочем, ответ на главный вопрос – как совместить экономический рост с режимом жесткой экономии – все же был получен. Выходит, что никак.
Раньше встречи руководителей стран Евросоюза не играли такой большой роли. Съехались лидеры, поговорили и разъехались. Собственно, последовательность действий сохранилась, но теперь к решениям, принятым на саммите, все чаще стали прислушиваться с напряженным вниманием: на кону ни много ни мало – будущее Старого Света.
На сегодня безработица в ЕС достигает 11%, в еврозоне – еще выше. Наблюдается рост «правых» настроений, вызванный режимом жесткой экономии и усиливающейся миграцией. Большинство стран южной Европы – в долгу, как в шелку, и расплачиваться по кредитам будут еще долго после того, как кризис закончится. Доверие к руководителям падает, старые правительства уходят в отставку, как в Болгарии, на смену, как в Италии, приходят популисты. И на десерт – беспрестанные волны беженцев из Ближнего Востока, которые бегут от гражданской войны в Сирии.
В ходе заседания Херман Ван Ромпей (Herman Van Rompuy), председатель Совета ЕС, выделил несколько основных направлений деятельности: поддержание стабильности, борьба с безработицей и экономический рост. Это, отметил Ромпей, ключевые пункты, и работать над ними следует параллельно. Уже традиционно Германия ратовала за «экономную» экономику, а Франция возражала ей, настаивая на «сбалансированной стратегии» развития. Так же традиционно этот спор ни к чему не привел. О каких-либо конкретных рекомендациях к действиям по итогам саммита говорить не приходится.
Вспоминается недавнее высказывание известного актера, россиянина Жерара Депардье, который отметил, что французы сыты по горло: отсутствуют какие-либо убеждения во Франции, чье правительство не знает, как делать свою работу.
На саммите не случилось главного: граждане ЕС вновь не услышали, когда с кризисом, наконец, будет покончено. Большинство людей с плакатами и гневными лозунгами на улицы гонят не проблемы с экономикой, но отсутствие надежды на нормализацию ситуации.
Зато мероприятие запомнилось решением по Сирии. Деятельный президент Франции Франсуа Олланд, который за что только уже не выступал, на этот раз инициировал отмену эмбарго на поставки оружия в Сирию, мол, повстанцы в сравнении с правительственными войсками находятся в неравных условиях, так давайте дадим им оружие, пусть будут в равных.
Не преминул Олланд напомнить, что у сирийского президента Башара Асада есть химическое оружие. «Мы рассчитываем убедить страны ЕС снять эмбарго в мае. Если одна или две страны заблокируют это решение, Франция готова действовать в одиночку и исполнить свой долг перед сирийским народом, который уничтожается режимом Башара Асада», – заявил Олланд. Схожих взглядов придерживается Великобритания. К слову, Германия обещала прислушаться к позиции Франции, но, судя по всему, пока против.
В Европе – странная ситуация. В последнее время на первый план любых политических дискуссий обязательно вылезает Сирия, или Египет, или Мали. Стоит ли распыляться, если дома – проблем воз и маленькая тележка?
Оказывается, стоит. Лидеры ЕС показали, что в ближайшем времени экономические проблемы в Старом Свете решить не в состоянии. Это напрямую сказалось на популярности многих из них. В «лидерах» – француз Олланд. Его поддерживают только около 30% населения. Как добиться уважения всего народа: выиграв войну в Мали или поддержав сирийских повстанцев? Все эти сомнительные успехи за тридевять земель – не более чем популистские меры. Для рейтинга властей один потерянный из-за высоких налогов гражданин Депардье стоит больше, чем победа над всеми исламистами в Мали вместе взятыми, но экономикой внутри государства заниматься сложнее, чем политикой вне него.
А между тем в Старом Свете бастовать начала даже Швейцария, одна из самых благополучных стран. Очень любопытно на этом фоне прозвучало заявление Жозе Мануэля Баррозу, председателя Еврокомиссии, который отметил, что в этом году положение еврозоны улучшилось. Как, с чего – он не объяснил.
Если лидеры ЕС и дальше будут действовать популистскими методами, доверие народа будет падать снова и снова. Сначала оно опустится до нуля в странах Южной Европы. Постепенно ситуация выйдет из-под контроля и там воцарится анархия. Вскоре она перекинется на Север. Разобщенная, озлобленная, измученная Европа не захочет такого единства. На сегодня ЕС имеет антикризисный план, но до его реализации дело может не дойти.
К слову, накануне саммита всем испортил настроение европейский парламент, который отклонил вымученный бюджет Евросоюза на 2014–2020 годы. Депутатам не понравилось, что бюджет получился сокращенным, и в нем не учтены расходы на научные исследования, инновации и рост экономики. Мало того, что действия политиков далеки от совершенства, так между ними еще и нет единства. Если ситуация не изменится к лучшему, а предпосылок для этого нет, впору задуматься об альтернативных вариантах для Европы.