Самый большой миф, существующий в мексиканской политике, заключается в том, что в прошлом якобы существовало сильное и конкурентное государство, которое успешно защищало национальные интересы, и сейчас надо только вернуться к его истокам, чтобы решить все нынешние проблемы.
В действительности «старый режим» существовавший в Мексике представлял собой авторитарную систему, которая отдавала приказы и довольно успешно проводила экономическую политику, но лишь до той поры пока не грянул экономический кризис.
Сочетание политической стабильности и экономического роста позволило стране довольно успешно развиваться, но разразившийся финансовый кризис подорвал законность системы, открыв ящик Пандоры.
Оказалось, что большое государство в действительности является слабым и неспособным решать проблемы борьбы с бедностью и насилием, которые в последние годы доминировали в Мексике.
На этом фоне на пост президента в Мексике избирается Энрике Пенья Ньето ( Enrique Peña Nieto). Первые шаги нового президента и его команды показывают стремление изменить сложившуюся ситуацию в стране. В течение трех месяцев правительство пытается реализовать новый проект власти, хотя еще не очевидно, что он может обеспечить развитие страны в будущем.
Возможно, победа Энрике Пеньи Ньето на прошедших президентских выборах стала возможной благодаря предложенной им программе обустройства страны. Несмотря на очевидные успехи Мексики в последние годы, в стране росло недовольство разгулом преступности и насилия.
А началось все это еще в 1994 году, когда нынешняя правящая Институционно-революционная партия столкнулась с восстанием сапатистов (Национально-освободительное движение в Мексике. Название движения восходит к имени генерала Эмилиано Сапаты, героя Мексиканской революции 1910 – 1920 годов. Прим. переводчика).
Рост насилия, неспособность Партии национального действия (ПНД) добиться обещанного экономического преобразования и обеспечить безопасность граждан привело к тому, что к власти вновь пришла Институционно-революционная партия, которая пообещала навести порядок в стране.
Очевидно, что президент будет действовать решительно. Он не может обмануть надежды своих граждан, которые за него проголосовали. О том, что президент настроен решительно, говорит тот факт, что он не побоялся арестовать главу Национального профсоюза работников образования по обвинению в финансовых махинациях.
Ее задержание – это ясный сигнал, что правительство взяло четкий курс на восстановление законности и правопорядка в стране, который не проводился, начиная с 1994 года.
Президент Мексики в рамках объявленного проекта «Пакт для Мексики» призвал создать коалицию трех ведущих политических партий. Политические партии договорились сотрудничать в выработке и реализации политических и законодательных реформ.
При этом вполне вероятно, что по этим вопросам будут разногласия как внутрипартийные, так и коалиционные.
Содержание Пакта выглядит ясным и убедительным, но нет никакой уверенности в том, что стороны будут строго придерживаться договоренностей. Уже звучат голоса, что в действительности Пакт не направлен на проведение глубоких реформ, высказывается также мнение о том, что соглашение должно быть долгосрочным. Но все сходятся во мнении, что поставленная задача не будет простой и легкой.
Исходя из вышесказанного, согласны вы с этим или нет, но главная задача правительства – превратить власть в инструмент роста. Новая команда уже показала свою необыкновенную эффективность, однако, трудно сказать - сможет ли правительство быть восприимчивым к созданию необходимых условий для развития общества, экономики и страны в целом.
Ведь даже в «лучшие» годы Институционно-революционная партия не стремилась акцентировать внимание на развитии страны, предпочитая больше заниматься вопросами организации системы контроля и администрирования власти.
Приход к власти Институционно-революционной партии вызвал ностальгические чувства в обществе по восстановлению старой системы правления и возврату идеи, что успех страны зависит от воли правителя.
К сожалению, в настоящее время старая система не может функционировать. Ушли те времена, когда можно было управлять страной, основываясь на страхе, без уважительного отношения к правительству.
Мексике сейчас необходимо добиваться институциализации власти, которая позволила бы уважать закон, поддерживать порядок и строить новую политическую реальность. Эффективное правительство могло бы стать инструментом для достижения этих целей. Но и это не главное. Основная задача - развитие управляемости государства путем создания системы сдержек и противовесов.
Для мексиканского политического переходного периода характерна вероятность появления политический актеров, которые в отсутствие широкой политической коалиции с ясно поставленными целями и задачами, интерпретируют все на свой лад.
Кроме того, сохраняется старое политическое соперничество, которое исходит из принципа: какая бы партия ни была у власти – она незаконна.
Особенно это заметно у левых партий, куда перешли бывшие члены Институционно-революционной партии. Партия национального действия также близка к такой позиции, - после того как в партии произошел раскол между противниками и сторонниками построения новой институционной политики.
Правительство могло бы использовать такую ситуацию в своих целях и даже поощрять разделение и соперничество, чтобы строить временные коалиции и продвигать свои идеи.
Главное, чтобы это шло на пользу общему делу. Примеры реформ, проводимых правительствами в восьмидесятые и девяностые годы, показывают, что они были близоруки и привели лишь к кризису.
Необходимо проводить альтернативную стратегию, которая бы привела к тому, чтобы исполнительная власть строго подчинялась закону, хотя такого никогда не было в истории Мексики.
С моей точки зрения, большой дефицит доверия к правительствам вызван тем, что ни одно из них не предложило законченный проект развития страны, а также неспособностью политиков осуществлять необходимые преобразования.
Правительство Пеньи Ньето демонстрирует способность к проведению таких реформ. Таким образом, существуют политические и законные инструментарии, которые дают возможность надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки.
Президент имеет всю полноту власти. Сейчас мы сможет увидеть, как он ею распорядится. Превратит он власть в инструмент политического и экономического преобразования на благо страны или нет.