Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Возобновление отношений между Израилем и Турцией имеет первостепенное значение для всего региона. Речь, прежде всего, идет о стратегических и военных аспектах данной системы отношений. Каждый вменяемый человек, обладающий способностью анализировать ситуацию и не зараженный дешевым популизом, понимает, какой огромный вред причинил Израилю разрыв отношений между двумя ближневосточными государствами.
Руководителям пришлось принять непростое решение – на одной чаше весов лежала справедливость, на другой – мудрость и рациональность. Нетаниягу, Эрдоган и Обама выбрали второе. И хорошо, что это так.
В исторической перспективе инцидент с судном «Мармара» является мелкой деталью в сложнейшем переплетении жизненно важных интересов Израиля и Турции в нашем регионе. Все прочие соображения абсолютно второстепенны. Учитывая то, что происходит в Сирии, союз между Турцией и Израилем имеет огромную важность. По мнению ряда экспертов, это и является основной причиной, по которой Эрдоган согласился возобновить отношения между Анкарой и Иерусалимом. Страх перед тем, что происходит в Сирии.
Упомянутые мной эксперты подчеркивают, что у Турции и Израиля, разумеется, есть собственные интересы. И нет ничего особенного в том, что эти интересы совпали и привели в итоге к возобновлению отношений между странами. Каждое государство проводит внешнюю политику исключительно в собственных интересах. До тех пор, пока между Тррцией и Израилем будет существовать плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество, Нетаниягу и Эрдоган не обязаны объясняться друг другу в любви.
Выясняется, что все прогнозы и предположения, касающиеся визита Обамы в Израиль, были ошибочными. Даже если бы единственным результатом визита американского лидера в Иерусалим было бы возобновление турецко-израильских отношений, этого было бы вполне достаточно, чтобы назвать эту поездку успешной. Но ходят слухи, что Обама и Нетаниягу договорились еще по ряду нескольких важных вопросов, включая строительство на территориях.
Обама понимает, что Нетаниягу, как любой политик в демократической стране, не обладает всей полнотой власти, будучи вынужденным опираться на коалиционных партнеров. Лидер США не скрывал своего мнения о том, что строительство на территориях неприемлемо, с американской точки зрения. США настаивают на создании Палестинского государства – даже если этот факт неприятен Нафтали Беннету. Обама видит в урегулировании палестино-израильского конфликта интегральную часть общего решения важнейших проблем Ближнего Востока.
США осознают, что в этом регионе в последние два года произошли существенные измнения – приход к власти исламистов в Египте и других странах. США ведет диалог с египтянами, подчеркивая два важных аспекта: предотвращение террора и продолжение дипломатических отношений с Израилем. Пока что им удается достигать своих целей.
Гораздо более сложной проблемой является то, что происходит в Сирии. Все опасаются того, что произойдет после падения Асада. Никто не знает, что ждет эту страну в будущем. Именно поэтому отношения между Турцией и Израилем начинают играть первостепенную роль в деле зашиты американских стратегических интересов на Ближнем Востоке.