Я совершил свое первое смс-святотатство несколько лет назад, когда мой сын учился в колледже. Я написал ему сообщение, в котором спрашивал его о занятиях, и чтобы выразить мою мысль мне потребовалось три-четыре предложения.
Он ответил мне смайликом «потрясение». Или это было «отвращение»? Кто знает.
Но я сразу понял, что он хотел сказать: если я не преодолею свою отсталость и буду продолжать отправлять сообщения, в которых больше двух предложений, и используя полные версии слов, у него не останется иного выхода, кроме как перестать на них отвечать.
Об этом эпизоде отцовско-сыновних отношений мне недавно напомнила статья Ника Билтона (Nick Bilton) в блоге The New York Times под названием «Bits», в которой он ругал тех, кто до сих пор отправляет электронные письма со словом «Спасибо» и совершает другие правонарушения цифрового мира.
По его мнению, подобные сжатые выражения благодарности – хотя они отправляются с добрыми намерениями – превращаются в дополнительную работу для их получателя, которому необходимо встать, открыть почту и прочитать письмо, состоящее всего из одного слова. В подобных случаях лучше всего оставить свои чувства невысказанными, хотя он допускает, что такие сообщения все-таки стоит отправлять пожилым людям, которые способны их по достоинству оценить.
Читайте также: Несдержанные обещания цифровой революции
Изменение поведения
В своей статье Билтон высказал мысль о том, что, поскольку технологии меняют способы общения и получения информации, нам необходимо ввести соответствующие нормы этикета. Зачем продолжать оставлять голосовые сообщения, пишет он, если на текстовое сообщение вам ответят с гораздо большей вероятностью? И почему в наши дни мы все еще встречаем грубиянов, которые на улице спрашивают дорогу?
Это не первый случай, когда технологии заставляют нас переосмысливать нормы этикета. Билтон рассказывает о тех днях, когда только появились телефоны, и люди толком не знали, что говорить, когда поднимали трубку. Александр Грэхэм Белл ввел в обиход «Ахой», а Томас Эдисон пользовался «Алло». Разумеется, Эдисон выиграл, но теперь, когда наши телефоны сообщают нам о том, кто нам звонит, еще до того, как мы подняли трубку, типичным приветствием стало «Привет» или кататонически обыденное «Как дела?».
Очевидно, отчасти это объясняется сменой поколений: недавно в одной из статей в The Independent автор писал о том, как три поколения одной семьи общаются – или не общаются – друг с другом.
Но дело здесь еще и в объеме. Электронная почта никогда не отдыхает. Для многих людей день, как правило, начинается с потока цифровых сообщений. Представьте себе, что вам придется отвечать на 50-100 телефонных звонков ежедневно. Могу поспорить, вы станете просить людей больше не звонить вам.
Если цель этикета заключается в том, чтобы быть внимательными к людям, то, как утверждает Билтон, именно она и стоит за требованием уменьшить число электронных писем и голосовых сообщений. И он прав.
Также по теме: Соцсети и количество друзей
Я и мой телефон
Однако тут возникает вопрос изоляции. Уверен, вы уже об этом задумывались – вы, наверняка, знаете людей, которые пишут сообщения во время разговора, или обеда, или даже собрания, что часто вызывает недовольство начальства.
В этом трудно найти какие-либо положительные моменты, поскольку такое поведение несет в себе вполне очевидную мысль: я скорее сконцентрируюсь на общении с человеком посредством цифрового устройства, чем на личном общении. Возможно, это только мое мнение, но мне кажется, что это несколько грубо.
Как бы то ни было, ситуация будет только усугубляться, особенно с учетом того, что мобильные устройства уже успели проникнуть во все сферы жизни. Некоторые полагают, что в этом году в моду войдут «умные часы», а это значит, что люди будут гораздо чаще глядеть на свои запястья – не для того, чтобы узнать время, а для того, чтобы узнать, от кого им приходят сообщения и письма.
А что будет, когда на рынке появятся очки Google Glass? Это такие очки, которые позволят вам проверят почту, заходить в интернет, просматривать видео и даже фотографировать в то время как вы будете симулировать визуальный контакт со своим собеседником. А встроенная камера в Google Glass вызывает целый ряд вопросов. Придется ли владельцам этих очков договариваться со своими собеседниками о том, что они не будут тайком делать снимки – особенно когда человек ест или пьет? Не станем ли мы все легкой добычей для владельцев Google Glass?
Однако, если отвлечься от вопросов о неприкосновенности частной жизни и хамстве, влияние нашей одержимости цифровыми устройствами – особенно когда она может привести нас к потере личных связей – приведет к гораздо более серьезным последствиям. В своей статье для воскресного выпуска New York Times Барбара Фредериксон (Barbara Frederickson), профессор психологии из Университета Северной Каролины, цитирует исследование, в котором говорится, что если вы регулярно не общаетесь с людьми лично, вы постепенно потеряете биологическую способность это делать. Фредериксон пишет:
Читайте также: Как моьильники изменили поведение наших детей?
«Когда в личной беседе вы обмениваетесь с кем-либо улыбкой или вместе смеетесь, между вами возникает ощутимая синхронность, поскольку ваши жесты, биохимические процессы и даже нейронная активность клеток начинают друг друга отражать. Именно в такие микромоменты, когда волна добрых чувств проходит через два мозга и тела одновременно, вы можете поддержать и даже улучшить свое здоровье».
Цифровые аномалии
Ниже я привел несколько примеров того, как технологии влияют на поведение людей:
· Могу я отправлять текстовые сообщения во время медитаций? В Вашингтонском университете существует целый курс, посвященный тому, чтобы помочь студентам развить навыки концентрации: к примеру, им предлагают смотреть видеозапись того, как они сами выполняют несколько заданий сразу, и одновременно с этим медитировать.
· Присутствие в нашей жизни мобильных устройств сокращает число травм во время игры в шаффлборд. Исследование, проведенное учеными из государственного университета Северной Каролины, показало, что пожилые люди – старше 63 лет – которые играют в видеоигры, чувствуют себя лучше и реже страдают от депрессии, чем те, кто не играет.
· Верность крепче чем латте? В мае этого года компания Starbucks проведет акцию, во время которой владельцы ее дисконтных карт смогут зарабатывать баллы, покупая продукты Starbucks в продуктовых магазинах.