Новоизбранный Папа Римский Франциск Первый, бывший кардинал Буэнос-Айреса Бергольо, продолжает своим аскетизмом удивлять всех. Он отказался от значительной части своего жилища в Ватикане, сказав, что оно слишком большое и его хватит, чтобы там разместить 300 человек. Новый Папа также заменил роскошный папский трон на более простое кресло.
Многие пытаются понять, действительно ли Папа является честным аскетом, или же он занят пропагандой. Известно только, что в бытность кардиналом он также вел аскетичную жизнь, передвигался на общественном транспорте и сам готовил для себя пищу. И наверно, не так уж и важно, Католическая церковь применяет технологию, или же Папа действительно является Папой, а не, скажем, “папой”. Важно то, что он передает верующим. То есть, Католическая церковь, по меньшей мере, пришла к пониманию того, что верующим нужно передавать именно такого рода сигналы. Трудно сказать, в чем причина: пошатнувшаяся из-за различных нашумевших историй репутация Католической церкви или мировой экономический кризис, который привел к ухудшению и без того тяжелого социального положения во многих странах. Возможно, обе причины играют роль, возможно, есть другие причины.
В этом контексте, Армянская Апостольская церковь не чувствует никакой необходимости отправлять сигналы своей верующей пастве, пребывающей как в мировом, так и в великом внутреннем кризисе. Высокопоставленные служители Армянской Апостольской церкви продолжают свою неизменно сытую жизнь, продолжают ездить на роскошных автомашинах, открывают и расширяют свои рестораны. И никто из них, начиная с Католикоса всех армян, владеющих ресторанами и автомобилями “Бентли” святейших, никаких аскетических сигналов не подал обществу страны, имеющей 25-процентную бедность, не подал также его “золотой”, “элитарной” части.
Между тем, очевидно, что этот сигнал Католической церкви дойдет не только до верующих католиков, но и отзовется в других христианских общинах, и, может, не только христианских. Дойдет и до армян, потому что граждане Армении, армянство, также причастны к мировым информационным потокам. И вот, параллельно этим потокам, довольно интересная, на фоне папского аскетизма, информация появилась в армянской прессе.
Армянская газета “Жоховурд” (Народ) написала, что руководитель парламентской фракции оппозиционного блока “Армянский национальный конгресс” (АНК) Левон Зурабян передвигается на служебной автомашине “Тойота Кэмри”, которую выделяют руководителям фракций Национального Собрания Армении. Газета при этом напоминает, что на прошлой сессии Л.Зурабян заявлял, что отказывается от служебной машины, ибо считает это роскошью. Теперь же руководитель оппозиционной фракции решил пользоваться этой машиной, которая стоит несколько десятков тысяч долларов США, а бизнес по продаже этой марки, согласно сведениям СМИ, связан с экс-президентом Армении Робертом Кочаряном. Остается неясным, что заставило руководителя оппозиционной фракции принять решение пользоваться дорогостоящей служебной машиной.
На фоне новостей из Ватикана, опубликованная в Армении информация действительно примечательна. Но это всего лишь эпизод из ситуации в Армении, которую можно охарактеризовать, в сущности, как позорную. Парк служебных автомашин в Армении, наверно, является одним из самых раздутых в мире. Здесь даже начальники управлений министерств имеют служебные машины, Наверное, легче посчитать, какие должностные лица не имеют служебных машин, чем наоборот. И обслуживание этого всего – на шее госбюджета. И эти машины обслуживают не только должностных лиц, но и в подавляющем преимуществе также членов их семей. Причем, такое имеет место быть не только в случае с центральной властью, но и органами местного самоуправления, начиная с мэрии Еревана, кончая сельскими администрациями.
В Армении этот вопрос никогда и никакой политической силой фундаментально не поднимался, даже мимоходом. Власть пользовалась своим куском, оппозиция – своим. Может, многие считают, что в стране есть более важные вопросы и более бессмысленные траты, которые нужно остановить. Конечно, есть, Но важность вопроса служебных автомашин этим не уменьшается. Более того, возможно, что это одна из основных проблем.
Это не только вопрос финансово-бюджетной сферы, хотя это само по себе важно и тут можно достичь чрезвычайно большой экономии и направить высвободившиеся средства на более важные и справедливые цели. Здесь есть ценностный и психологически важный момент. Одно дело чиновник, который смотрит на мир из окна служебного автомобиля, другое, когда чиновник находится ближе к жизни общества, находится в ней. То есть, эта проблема в Армении может стать источником серьезнейшей психологической трансформации чиновнического аппарата, а также привести к ситуации, когда станут меняться ценностные ориентиры в системе власти. Парк служебных машин является одним из столпов власти, который, однако, был недооценен в шкале общественных критериев. Естественно, будет полной наивностью считать, что в повестке власти может появиться такой вопрос. Власть, может быть, скорее призадумается о законных выборах, нежели о радикальном сокращении служебного автопарка.