В 2000 году госсекретарь США Мадлен Олбрайт призналась, что в 1953 году президент Дуайт Эйзенхауэр организовал государственный переворот в Иране. То же самое признал нынешний американский лидер Барак Обама, выступая с речью в Каире. Вмешательство США во внутреннюю политику Ирана и смещение премьер-министра Мохаммада Мосаддыка, издавшего указ о национализации нефтяной промышленности, в настоящее время является основанием для сильной антипатии иранцев к Соединенным Штатам.
Тогда, в середине прошлого столетия, страной правил шах Мохаммад Реза Пехлеви. Его власть держалась благодаря защите англичан, которые в ходе Второй мировой войны вынудили его отца Резу Пехлеви отречься от власти в пользу сына. Тем не менее, шаху пришлось вступить в противоборство с главой националистического правительства, премьер-министром Мосаддыком, который при помощи аятоллы Кашани национализировал иранскую нефть. Вслед за этим взбешенные англичане убедили Соединенные Штаты в том, что в Иране необходимо покончить с оппозицией, пока она не создала в стране коммунистический режим. Вслед за этим ЦРУ, пользуясь поддержкой шаха, разработало план «Аякс» для свержения правительства Мосаддыка, а после его выполнения передало функции премьер-министра генералу Фазолле Захеди. Новый глава правительства начал проводить в Иране жесточайшую политику террора.
Руководили операцией «Аякс», проведенной 18 августа 1953 года, археолог по образованию Дональд Уилбрик, историк Кермит Рузвельт (старший сын Теодора Рузвельта) и генерал Норман Шварцкопф. Данная акция стала явным примером намеренной дестабилизации ситуации в стране. ЦРУ организовала демонстрацию, на которую вышли 8 тысяч нанятых участников. Через них в западные СМИ попала ложная информация о положении дел в Иране.
После президентских выборов в Иране в 2009 году прошли широкие манифестации несогласных с результатами голосования. Сторонникам переизбранного президента Махмуда Ахмадинежада противостояли те, кто выступал за Мирхоссейна Мусави и Акбара Хашеми-Рафсанджани. В очередной раз происходящие в Иране события заставили ЦРУ прибегнуть к новым дестабилизирующим мерам. В 2009 году центральное разведывательное управление применило новую практику - контроль мобильных телефонов. Стоит отметить, что с появлением мобильной связи возможности секретных служб США и Великобритании значительно расширились за счет того, что стало возможным отслеживать местонахождение абонентов.
В июле 2008 года после того, как состоялся обмен заключенными между Израилем и «Хизбаллой», агенты ЦРУ, Моссада и британских спецслужб установили связь с десятками тысяч ливанских граждан. В своих сообщениях они предостерегли их от участия в движении сопротивления Израилю и унизили «Хизбаллу». Вслед за этим министр коммуникаций Ливана обратился в ООН с жалобой о нарушении территориальной целостности его страны. Однако это ничего не изменило, и уже в октябре 2008 года десятки тысяч ливанцев и сирийцев через свои телефоны получили сообщение о том, что за любую информацию о местонахождении израильских пленных, полезную для их освобождения, они могут получить вознаграждение в размере 10 миллионов (без указания валюты). Заинтересованным этим предложением давали для связи номер абонента, находящегося в Великобритании. Теперь такие же способы стали применяться в Иране, чтобы агенты иностранных спецслужб могли распространять шокирующие новости и запугивать население.
Во-первых, уже после официального объявления о переизбрании Ахмадинежада по вечерам стали рассылаться смс-сообщения о победе Мирхоссейна Мусави и, якобы, имевшей место подтасовке результатов голосования. Это при том, что за три дня до этого Мусави и его соратники признали окончательную победу нынешнего президента, хотя и дали понять, что, по их мнению, голосование подверглось фальсификации. О своем протесте в письменной форме заявил и Али Акбар Хашеми-Расфанджани. Американские организации, занимающиеся опросом общественного мнения, также предсказывали, что Ахмадинежад получит двадцатипроцентное преимущество над Мусави и поэтому исключали возможность победы последнего.
Во-вторых, стали выбираться специальные люди-иранцы для общения в Facebook и Twitter. Они получили информацию (правдивую и ложную) о развитии политического кризиса и росте демонстраций. Ими же на страницах Facebook и Twitter были размещены данные о вооруженных столкновениях и убитых, которая на тот момент еще не была подтверждена. В интернете также появлялась анонимная информация о поступаемых угрозах жизни и проникновении полиции в дома отдельных граждан. Цель подобных сообщений в сети Twitter - спровоцировать мятеж и замешательство и тем самым еще более накалить ситуацию в стране. Между тем, американские военные отовсюду следили за развитием обстановки в Тегеране и оценивали эффективность мер, проводимых спецслужбами. Не вызывает никаких сомнений, что дестабилизация ситуации в Иране и особенно в его столице, осуществлялась в рамках плана ЦРУ.
Перевод Тарасовой Светланы