С приходом весны начались митинги, пикеты и вроде нарисовалась тень внешних сил. Мы говорим о внешних силах - это те же «заглядывающие» в наше государство со стороны Баткена террористы и религиозные экстремисты. Обычно такая опасность возникала в осенние месяцы с началом созревания опия в Афганистане. Но почему-то в этом году московские политологи начали высказываться о возможности скорого «нашествия» с определенной стороны. Судя по распространению подобной информации специалистами по Центральной Азии в Москве во главе с Алексеем Малышенко осталось впечатление, что «дыма без огня не бывает».
Более того, председатель нашей Пограничной службы Токон Мамытов тоже не скрывает наличия такой угрозы. В интервью радио «Азаттык» он сообщил, что всего полмесяца назад вблизи территории Таджикистана произошла ожесточенная схватка между афганскими военнослужащими и талибами, в итоге погибло много людей с обеих сторон. Токон мырза не стал скрывать, такими действиями внешние силы приближаются к границам Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, пытаются устроить беспорядки в одной из трех стран.
Но в то же самое время некоторые полагают, что в связи с расположенностью на кыргызской земле военных баз России и США возможность нападения внешних радикальных групп мала. Определенная известная сфера информирует, что указанные военные базы были введены с целью применения силы против них. Тем не менее, как известно из предыдущего международного опыта, подобные внешние военные силы одной рукой как бы поддерживают официальную власть, а другую руку протягивают врагам. Об этом тоже много говорится. Уже давно стало привычным такое отношение больших государств к маленьким. Поэтому вполне возможен наш проигрыш, если, лежа на боку, думать, что у нас есть защитники. К сожалению, совершенно невозможно надеяться на самостоятельное ведение дел во внешней политике кыргызской властью, не имеющей никакого опыта.
Начиная разговор на эту тему, нельзя не сказать о выводе военнослужащих США из Афганистана и с кыргызской земли в 2014 году. Вместе с тем, не можем не назвать поименно все те же великие государства. Также не можем скрывать возможность появления интересов США, России и других. Прежде всего, начнем с США. Может быть, только специальным агентствам США известно, в каком направлении развернутся события после того, как названное огромное государство с той стороны океана выведет военных из Афганистана. Откуда же быть информации специальным агентствам Кыргызстана и Таджикистана, которые едва выживают? Раз такое дело, как могут быть осведомлены скотоводы, пасущие скот в кыргызских горах, или труженики хлопковых полей Узбекистана, не поднимающие головы с утра до вечера? Мы сможем узнать только тогда, когда террористы ворвутся в сарай какого-то чабана или ночью захватят целое село и завладеют им, иначе можем вообще не заметить такого разворота событий.
В последнее время отношения между президентом Афганистана Хамидом Карзаем и США представляются не столь хорошими. Известно, в следующем году в этом государстве пройдут президентские выборы. Поэтому пока никто не может сказать, в каком направлении будут развиваться события. Афганский президент Х.Карзай сказал, что руководители американских специальных сил проводят тайные переговоры с талибанами, оказывают им поддержку оружием. Судя по развитию событий в данном направлении, отношения между афганским президентом и США не хороши. Когда несколько лет тому назад в Пакистане начались столкновения с террористами, руководство Пакистана говорило, что власти США негласно поддерживают тех. Учитывая, что такие примеры в политике бывают всегда, то недостаточно оснований для уверенного вынесения заключения.
Чего желает аксакал президент Азии?
США в течение двух лет усиленно готовятся к выведению военных из Афганистана в следующем году. Наряду с этим общественности известно, что среди государств Центральной Азии они начали создавать отношения с президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым. Есть те, кто удивляется, каким образом создают отношения «самый» диктатор региона И.Каримов и образец демократии США? Причем США ухватили Ислама аке за самое чувствительное место. Известно, для этой республики с 30-миллионным населением, где всегда порождают угрозу исламские силы радикального характера, сейчас главной угрозой является не внутренняя оппозиция, а вышеуказанные силы. К тому же в этом государстве вовсе нет оппозиции. Вот почему желающие стать единомышленниками И.Каримова в этом отношении и оказывать поддержку оружием не могут не привлечь к себе внимание Каримова.
Оставив Узбекистану вооружение, выводимое из Афганистана, США могут надолго осесть в этой республике. Только недавно какой-то важный чиновник США в своей поездке в Узбекистан проинформировал, что будут бороться в этом государстве не за демократию, а с террористами. Таким образом, они еще раз смогли прославиться, показав, что в нужный момент принесут в жертву демократию. Они прояснили этим, что у государства нет вечной цели, а побеждают временные интересы. Это одна сторона. С другой стороны, Узбекистан и ранее стремился к лидерству в Центральной Азии, и овладение передовым военным вооружением, самолетами может повысить его авторитет в регионе. Выход Узбекистана из ОДКБ дает понять, что подобные действия республики начались еще ранее. Мы не ошибемся, сказав, что в предстоящие годы это обстоятельство создаст условия для равноправных отношений с Россией, пытающейся увеличить свое влияние на Центральную Азию.
Разумеется, приведенные аргументы показывают пользу для Узбекистана. Но в то же время есть и опасные стороны. Огромное государство на той стороне океана изобразит себя другом, воспользуется 70-летним возрастом Ислама аке и может поймать его в силки. Никто не даст гарантий, что вооруженная военная помощь завтра же не станет поддерживать политические малые группы, желающие демократических ростков. Вот тогда арабская весна, начавшись в Центральной Азии, может принести много хлопот России.
Киргизская власть, которая не может уйти с проторенной тропинки
Из пройденного пути за время получения независимости открыто видно, что с нашими соседями у нас разные цели, условия. Мы не припомним, чтобы до этого кыргызская власть считала внешние религиозные и силы с иными целями главной угрозой. По сравнению с этим для киргизской власти всегда более опасной была внутренняя оппозиция, стремление к демократическим обновлениям, что было открыто видно во времена двух президентов Акаева и Бакиева.
Когда 10 лет назад произошло нападение террористов со стороны Баткена, акаевская власть сказала, что средства из государственной казны потрачены на войну, и, использовав деньги в личных интересах, этот человек объявил: «Для нас опасны не внешние враги, а внутренние, опасный враг - это оппозиция». Его слова наверняка еще помнят политики. В конце концов, оппозиция выгнала за пределы страны Акаева, который всегда ставил высоко личные интересы, не думал, не заботился о народе. Ни для кого не секрет, что и официальная власть повторяет ошибки бывших руководителей, не может сойти с проложенной ими тропинки.
В следующем году ожидается выведение военнослужащих США из аэропорта «Манас». Точно, это мероприятие не может не беспокоить руководство США.