Mozilla объявила о запуске версии своего браузера Firefox, которая блокирует рекламные баннеры. Станет ли это ударом для финансирования сайтов с помощью рекламы?
Atlantico: Mozilla представила новую версию браузера, которая блокирует «сторонние» cookies, то есть рекламные баннеры. В настоящий момент она предназначена исключительно для разработчиков, однако такая концепция может быть распространена на всех пользователей Firefox. Чревато ли это масштабными переменами в цифровой среде? Может быть, это начало конца рекламы в интернете?
Давид Фейон: О конце рекламы в интернете, безусловно, говорить не приходится. В настоящий момент эта версия предназначена для очень ограниченной аудитории. Это пока лишь экспериментальная мера. Кроме того, доля Firefox, по крайней мере во Франции, чуть меньше 20%. Его оставил позади Chrome (более 20%), который также отбирает позиции у Internet Explorer (примерно 50%). Рыночные доли пяти браузеров (вместе с Safari и Opera) постепенно меняются. Введение новых функций и улучшение соответствия сетевым стандартам давно стали постоянным явлением. Выступающая за свободное ПО Mozilla предложила возможность заблокировать cookies с посторонних сайтов, которые не посещал сам пользователь. Это отвечает европейскому принципу предварительного согласия пользователя на использование его персональных данных.
Другими словами, да, эта новость всколыхнула рекламную среду, но Apple уже делает это со своим браузером Safari, пусть Apple – это своего рода закрытый мир. Но в данном случае блокировка стоит по умолчанию и может быть изменена пользователем: он может включать или выключать ее, хотя такие действия и требуют определенных познаний.
Модели некоторых торговых сайтов используют cookies браузеров, чтобы во время дальнейшего интернет-серфинга предлагать пользователям более точно ориентированные рекламные объявления в зависимости от посещенных до этого ресурсов.
- Может ли такое решение изменить экономическую модель интернет-игроков?
- Речь идет о стратегии выживания, постоянных преобразованиях. Браузеры, способы подключения, привычки пользователей – все это меняется. Тем более, что в сети продолжает набирать обороты сотрудничество, а это означает необходимость пересмотра существующих средств в свете нового употребления. Способы связи с брендами настолько разнообразны, что они вынуждают электронную рекламу переосмыслить себя по мере текущих изменений. Тем, кто больше всего сопротивляется изменениям, будет сложнее всего выживать.
- Как повлияет новая политика Firefox на рекламодателей и пользователей?
- Рекламодатели в настоящий момент находятся в стесненных условиях, потому что браузер выбирает пользователь. А все их заявления о «нарушении нейтралитета интернета» едва ли можно считать достойным аргументом. Рекламодатели, разумеется, могут рекомендовать какой-то конкретный браузер, однако выбор, повторюсь, все равно остается за пользователем.
Что касается пользователей, изменения будут не слишком заметны.
- Эта мера может сулить какую-то опасность для пользователей? Если да, то какую? Некоторые говорят о пересмотре бесплатности контента. Что вы об этом думаете?
- Никакой опасности нет. На смену этому источнику дохода придут другие экономические модели. Могут появиться интерактивные рекламные заставки или какие-то другие способы заработка, но он в любом случае будет присутствовать, пусть даже и в другом виде. Тем более что счет пользователям выставляет провайдер, а не торговые сайты, которым придется искать другие источники для компенсации возможного снижения прибыли.
- Какую стратегию могут использовать рекламодатели для обхода этой меры?
- Ключевую роль для рекламодателей играет эффективность, которая представляет собой процентное соотношение между появлением рекламного объявления и кликом по нему, а также между кликом и реальным заказом товара или услуги. Именно эти поддающиеся точному исчислению критерии позволяют оценить эффективность электронной рекламы. Существуют другие способы добиться рентабельности инвестиций или привлечь клиентов для товаров и услуг.
- Какими могут быть другие формы финансирования помимо рекламы?
- Торговые сайты могут сделать ставку на больший объем при меньшей марже. Если количество спама станет меньше, реклама и покупки не будут навязываться, а станут предметом осознанного выбора. Сами пользователи начнут искать рекламу, что приведет к увеличению интереса к AdWords: пользователь сможет найти наиболее соответствующий его ожиданиям товар с помощью ключевых слов. То же самое может коснуться рекламы в социальных сетях, таких как Facebook: она будет отображаться не через браузеры, а сами ресурсы.
Давид Фейон (David Fayon) эксперт La Poste и член ассоциации Renaissance Numérique.